25.07.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Встречи с юными читателями – самое приятное

Продолжаем цикл интервью с писателями – участниками фестиваля «Красная площадь».  С  детским писателем Григорием Гачкевичем мы пообщались  о важности обучающих моментов в литературе, а также обсудили,  как писатели могут продвигать свои книги в современном мире.

Вы часто включаете в свои книги «обучающий момент». Поделитесь, в чём этот подход и могут ли воспитатели и учителя использовать ваши книги на занятиях или уроках? Вы на это рассчитываете?

Хороший вопрос. Спасибо! Действительно, обучающий момент – это очень важный, на мой взгляд, фактор восприятия детьми литературных произведений. Вопреки устоявшемуся стереотипу, дети любят учиться. Но они не любят, когда их заставляют учиться (а кто из нас это любит?!). Поэтому обучающий момент в моих стихотворениях лишён какой-либо назидательности или дидактики. Это происходит в лёгкой игровой форме через общение друг с другом моих литературных героев, через какие-то их конфликты, которые они решают в финале стихотворения. Многие учителя школ и воспитатели детских садов после знакомства с моим творчеством на встречах, которые я регулярно провожу, часто используют мои книги в обучающем процессе. Об этом они мне сообщают в обратной связи, и я, конечно, очень этому рад! Недавно меня, например, пригласили выступить с онлайн-докладом на заседании первой региональной школы-кампуса Университета детства Омской области. Моё выступление было посвящено вопросам использования детской игровой поэзии для адаптации ребёнка к детскому саду.

Как вы считаете, писательство – это удовольствие или серьёзный труд? Есть ли у вас какие-то рецепты, как заставить себя писать текст, если он «не идёт»?

Писательство – это и удовольствие, и серьёзный труд. Это творчество со всеми его взлётами и падениями. А если процесс «не идёт», то универсальных советов выхода из такого состояния, наверное, не существует. Одним поможет прогулка по парку, другим – чтение любимого классика. Всё это очень индивидуально. Но довольно часто литераторы, занимающиеся стихосложением, когда чувствуют, что пока что «не идёт», начинают заниматься поэтическими переводами. Это занятие развивает технику стихосложения, внутренне дисциплинирует и, как правило, в конце концов помогает выбраться из творческого ступора.

Расскажите о своих встречах с маленькими читателями и их родителями. Какие можете вспомнить эпизоды обратной связи, когда вы понимали, что «всё не зря»?

Встречи с юными читателями – это, безусловно, самое приятное в моей литературной деятельности. Ежемесячно я провожу до пяти-шести таких встреч. Я никогда не отказываюсь от приглашений: неважно, сколько именно читателей планируется быть на встрече. В моей практике были встречи и с 230 учащимися, и всего с тремя. Каждый раз это проходит нестандартно, потому что все дети разные, но всегда проходит очень весело и интересно! А насчёт того, что это «не зря»: недавно после одной из встреч учительница написала мне в соцсети, что её класс после знакомства с моим творчеством теперь играет на переменах в «поэтов». Это и есть момент счастья детского автора, это и есть то самое «всё не зря».

Часто ли вы участвуете в книжных выставках, ярмарках? Считаете ли такие форумы важными и необходимыми? И если да, то в большей степени для кого: читателей или писателей?

Да, я стараюсь участвовать во всех наиболее значимых книжных выставках и фестивалях. Эти форумы, безусловно, необходимы как для читателей, так и для самих авторов. Для авторов это возможность продвижения своего творчества, возможность вживую встретиться со своими потенциальными читателями, с другими издательствами. А для читателей это возможность узнать в особой, открытой атмосфере, чем дышит автор, как он творит, какие у него планы. Любому автору, на мой взгляд, сложно развиваться в творческом плане без обратной связи со своими читателями.

И такой вопрос: как вы считаете, автор должен сам продвигать свою книгу, чтобы она стала популярной, или книга должна сама найти своего читателя, стать востребованной только потому, что она очень интересна?

Здесь надо понимать один важный момент – как для детского автора, так и для любого писателя. Когда я был в возрасте своих нынешних юных читателей, конкурентов как таковых у книги особо не было. Не было смартфонов, планшетов и интернета, не было видеоигр и круглосуточного телевидения обо всём на свете. Сейчас книгам приходится буквально сражаться за своего потребителя, и здесь работают такие же законы рынка, как и для любых других товаров. Вот почему писатель уже не может просто написать свою книгу и ждать, когда её раскупят. К потенциальному читателю нужно идти. Идти и разговаривать. Разговаривать и убеждать. Тогда ваша книга найдёт своего читателя. Спасибо за ваши вопросы!