Театр им. Моссовета выпустил на своей камерной сцене «Под крышей» спектакль «Прощай, любимая!». Это не просто премьера, а красивый итог конкурса пьес «Московские истории». Его театр затеял к своему 100-летнему юбилею. Члены жюри во главе с художественным руководителем Евгением Марчелли в течение нескольких месяцев отсматривали многочисленные заявки участников. В итоге в лонг-лист попали 14 пьес, в короткий список — пять, а на сцену было решено перенести творения двух авторов. Главная роль в них, разумеется, отдана такой притягательной и противоречивой столице.
Надо сказать, что поиск новой драматургии и новых имен серьезно занимает сейчас все театры. С этой целью, например, МХТ им. Чехова уже второй сезон ведет экспериментальный проект «АРТХАБ», где лучшие эскизы, которые потом превратятся в полноценный спектакль, выбирают сами зрители. Буквально на днях завершилась лаборатория инсценирования и в РАМТе, где спектакли для семейного просмотра сочиняли творческие тандемы «драматург + режиссер». Конкурс «Московские истории» — еще одна попытка установить контакт с талантливыми авторами, найти новые интонации и, благодаря им, отклик у современного зрителя.
Соревновательный уровень при этом оказался, может быть, даже неожиданно высок. Свои пьесы, к примеру, в Театр им. Моссовета прислали маститые Николай Коляда и недавно ушедший от нас Алексей Слаповский.
Пьесу Сергея Решетнева «Прощай, любимая!» поставил режиссер Сергей Аронин. О чем же эта история? О знакомой многим (даже очень многим — может, потому и срезонировало?) попытке покорения столицы, поиска своего места в ней и желания доказать состоятельность собственных амбиций.
Антон (Митя Федоров) и Таня (Евдокия Карева) приезжают в Москву с Дальнего Востока. Они не пара, а лучшие друзья. У Антона дома остается девушка Марта (Ксения Комарова), которую он, лелея мечту поступить во ВГИК, обещает через время перевезти к себе в столицу. Этого, конечно, не случится. Закрутит новая жизнь и новые знакомства.
Во ВГИК Антон действительно поступит, вот только все время будет думать: на своем он месте или по случайности занял место кого-то, кто действительно талантлив и смог бы здесь реализоваться? Эти мысли — и его, и преподавательницы Кларисы Витальевны (она мучается совестью, что «срезала» достойных на приемной комиссии) — воплотятся в девушке с пирожком. Образ талантливой, но простой, без «творческих странностей» абитуриентки, уступившей всего один балл и теперь вынужденной на последние деньги обедать на вокзале, преследует героев — она молча протягивает им пирожок, те трясут головой, чтобы согнать наваждение…
Вообще спектакль полон живых и узнаваемых образов. Прекрасен однокурсник Антона Тихон (Павел Усачев) — типаж, который встречался в жизни, наверное, каждому. Описать его можно словосочетанием — «на своей волне». А тут он еще и время от времени превращается в Гоголя, которого постоянно что-то не устраивает. Неподражаема Клариса Витальевна (Марина Кондратьева), пытающаяся пробудить в просиживающих штаны студентах творческую искру и искренне переживающая за их неудачи.
Ну и куда же без любви? Что-то странное творится с Таней — она вроде уже и не совсем лучший друг. В аудитории появляется и странная и романтичная Ксения (Глафира Лебедева), которая знакомит Антона с разной — и приветливой, и радостной — Москвой. Из дома непрерывно пишет Марта…
— Я всегда подспудно мечтал учиться во ВГИКе, — рассказывает исполнитель главной роли Митя Федоров. — И эта атмосфера, этот вгиковский дух, как мне кажется, в спектакле очень хорошо передан и чувствуется. Он в чем-то роднит нашу работу с фильмами оттепели, которые я очень люблю. Это тоже чувственная и чистая история, которых сейчас очень мало. Ну и вдобавок очень приятно играть героя, в которого влюблены сразу несколько девушек!
Поиск новой драматургии и новых имен серьезно занимает сейчас все театры
Антон и Ксения будут разговаривать диалогами из «Безымянной звезды» Михаила Козакова, искать на небе Большую Медведицу. С советским кино спектакль роднит и музыка — здесь артисты много поют, причем на сцене вживую играет квартет, а все песни написаны на стихи автора пьесы Сергея Решетнева. И они тоже по-тихому радостны и просты, местами наивны, но от этого все отчетливее ощущается романтичная, полная надежд пора юности. Иногда, правда, хочется, чтобы артисты были чуть более спеты — но это, вероятно, дело времени.
К слову, второй победитель конкурса — Александр Архипов и его «Полный круг». С этой пьесой в театре тоже уже начали работать. Постановку и сценическую версию создаст режиссер Павел Пархоменко. Премьера под названием «Москва. Полный круг» выйдет в апреле и расскажет о жизни людей, ежедневно совершающих долгий путь из дома на работу.
Тем временем
В эти дни Театр им. Моссовета гостит с гастролями, посвящёнными своему 100-летию, в Санкт-Петербурге. В честь юбилея московская труппа привезла свои недавние громкие премьеры — «Соло для часов с боем» Павла Пархоменко, «БЕСприданницу» в постановке художественного руководителя театра Евгения Марчелли и «Укрощение строптивой» Андрея Кончаловского. Все постановки, без преувеличения, звёздные. В «Соло для часов с боем» играют всеми любимые Ольга Остроумова, Евгений Стеблов и Анатолий Васильев, а в «Укрощении строптивой» главную роль исполняет Юлия Высоцкая. В «БЕСприданнице» — Елена Валюшкина.Все эти спектакли впервые вывезены на гастроли.
Другие новости
В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. ЩУКИНА УСТРОЯТ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР СЕРГЕЯ БУРУНОВА
В Москве представили мюзикл «Последняя сказка» с верблюдами и ковром-самолетом
Взрослая клоунада: Чем удивят в новом «Театре на Цветном»