10.02.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Страна богата на таланты!

Интервью с поэтом Антоном Семёновым

Стихи скрашивают суровые будни бойцов СВО 

Вы человек  большой судьбы, посвятивший свою жизнь служению Родине. И в то же время в душе поэт. А как появилась идея издать первый сборник стихов, и какие эмоции вы испытали, когда впервые получили отзывы о своей поэзии?

Если честно, мне уже в юности процесс  написания стихов доставлял огромное удовольствие. Это позволяло мне не просто выразить свои чувства, эмоции и глубокие переживания, но и сделать это максимально эстетично и гармонично, «вживить» их в произведения искусства. 

Идея издания первого сборника стихов собственного сочинения родилась, само собой, не сразу. Когда количество исписанных тетрадных листов стало достаточно внушительным, мне захотелось подвести какой-то промежуточный итог своей поэтической деятельности. Мне было на тот момент 22 года. Я отобрал 50 стихов и включил их в свой первый поэтический сборник. Выпущенный в 50 экземплярах, он разошёлся по моим родным и близким, друзьям и знакомым. Наверное, тогда впервые я не только заявил о себе как поэт, но и по-настоящему ощутил себя им.

Получать отзывы о своих творениях – это всегда приятно! И дело даже не столько в том, какую оценку получают твои творения (хотя, и это, конечно же, важно), а в том, что они привлекли внимание читателя, заставили его вчитаться, вникнуть, поразмышлять над написанным, и затем — выразить своё мнение. И это уже говорит о том, что стихи не остались незамеченными, не забылись сразу же после прочтения. Могу без ложной скромности сказать: моим первым читателям стихи пришлись по душе.

Как ваши сослуживцы воспринимают ваше поэтическое творчество в зоне СВО? Какие отзывы вы получаете? Влияет ли ваша поэзия на атмосферу в среде сослуживцев?

Мои сослуживцы с большим интересом относятся к моему творчеству. Многие из них просят дать почитать мои стихи или посмотреть видеозаписи на основе моих произведений. Мне очень приятно получать от них положительные отзывы и наблюдать, как благоприятно влияет мое поэтическое творчество на атмосферу в коллективе. Всем без исключения нравятся мои патриотические стихи. Они поднимают дух бойцов. По некоторым из подобного рода стихотворений мы снимаем видеоролики, и мои сослуживцы с удовольствием поддерживают мое начинание и принимают активное участие в процессе.  

Бывает, я подмечаю интересные детали и на их основе сочиняю шуточные стихи о ком-то из сослуживцев. Это создает положительный эффект: разряжает обстановку, скрашивает суровые будни ребят и дает пищу для размышлений. Скажу больше, практически каждый из бойцов нашего подразделения просит меня сочинить стихотворение или песню о нем, и я в меру возможности, конечно же, с удовольствием выполняю их просьбы.

Что, по вашему мнению, является главным в стихах — форма или содержание? Как вам удается находить баланс между поэтическим стилем и глубокими эмоциями, серьёзными переживаниями?

Вы знаете, я отвечу так. Как известно, поэзия потому и является особым жанром литературы, поскольку подчиняется определённым требованиям к своей форме. И это, безусловно, важно. Но есть и обратная сторона медали, и она, как мне кажется, становится особенно важной в наши дни. Написание стихов сейчас подвластно и искусственному интеллекту. Недавно я слышал, как Алиса выдавала тираду рифмованных наборов слов. И ведь по форме этот опус вполне можно назвать стихотворением! Пусть даже в нем напрочь отсутствует смысл. Но является ли это поэзией в высоком смысле слова? Разумеется – нет. Кстати, грешат подобными формами сочинительства, если Вы замечаете, не только формы искусственного интеллекта, но и «живые» творцы. Они работают по принципу: я накидаю вам рифмованных фраз, авось вы какой-нибудь смысл в них отыщите. Наверное, это своеобразное веяние эпохи. В истории русской литературы были различные страницы, на которых находили свое отражение всевозможные модные жанры, такие как футуризм. И всем известное «Дыр Бур Щыл» — с этой точки зрения, тоже относится к поэтическим произведениям. Но веяние эпохи есть веяние эпохи, а классическая поэзия подразумевает наличие смысла, содержания. Поэтому, в поэзии, как раз-таки, важны обе составляющие. Стихотворение  должно быть красивым и лаконичным по форме. И в то же время, литературное произведение, к коим относятся и стихи, как и образцы любого другого вида искусства, должно, на мой взгляд, иметь культурную ценность, воспитывать в читателях положительные качества и чувство прекрасного.

Как нахожу баланс в процессе стихосложения лично я — мне сложно ответить на этот вопрос. Эта деятельность не из тех сфер, которые подчиняются каким-то точным математическим законам. Алгоритм стихосложения таков, что в голове рождаются мысли, навеянные теми или иными эмоциями и переживаниями, и затем, пройдя через призму моего восприятия, они находят отражение на бумаге – вот и всё, что я могу пояснить по этому поводу.

Ваши любимые писатели Толстой и Достоевский. А кто из исторических личностей наиболее близок по духу? И какова роль личности в новом историческом процессе, как вы считаете?

Вы знаете, что я увлекаюсь историей Отечества и даже обучаюсь в аспирантуре исторического факультета Ульяновского государственного педагогического университета. Тема исторических личностей и их роли в развитии и становлении нашего государства на разных этапах настолько благодатна, что я мог бы говорить об этом бесконечно. Россия была и остается страной, богатой талантливыми, сильными личностями. Неважно, в какой сфере, будь то наука или культура, спорт или военное дело. О героических поступках россиян в ходе войн и различных катаклизмов ходят легенды. Каждый россиянин, если он патриот своей страны, может и должен проявить себя, каждый на своем месте, в своих каждодневных делах, на службе, на отдыхе, дома в семейном кругу, в деле воспитания детей. Это моё личное убеждение. Чтобы вести нашу Родину к благоденствию, нужно начинать с себя самого, заниматься развитием и самовоспитанием.

Если мы говорим о широко известных исторических личностях, близких по духу мне, я бы назвал, к примеру, таких государственных деятелей, как Афанасий Ордин-Нащокин и Анатолий Васильевич Луначарский. Это люди абсолютно разных эпох, сферы их деятельности, по большей части, совершенно разноплановые. Но оба радели на благо Родины. Идеи и помыслы боярина Ордина-Нащокина, проживавшего в 17-ом веке, намного опережали современную ему эпоху. Уровень знаний А.В. Луначарского, его искреннее увлечение культурой и искусством, борьба за сохранение культурного наследия – способствовали тому, что в советскую эпоху не были уничтожены и не подвержены забытию памятники и шедевры культуры дореволюционного периода. Его всесторонние, поистине энциклопедические знания – предмет моего особого восхищения. Примером тому может служить тот факт, что в верхушке социал-демократов того времени практиковалась игра под названием «Поймай Луначарского», в ходе которой его коллегам по партии предлагалось задать такой вопрос, на который он не смог бы ответить. По воспоминаниям современников, «поймать Луначарского» не удавалось никому.

Не может не восхищать своей харизмой наш замечательный космонавт и человек, первым побывавший в космосе, — Юрий Алексеевич Гагарин. Человек, ставший символом эпохи, вечным напоминанием о лидерстве нашей страны в космической сфере.

Нельзя не сказать о наших героях, ковавших победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, 80-летие которой мы будем отмечать в 2025 году. Наши солдаты и генералы, наши самоотверженные труженики тыла, каждый внес свой вклад в это общее дело. То же самое происходит и сейчас, когда нашему государству негласно противостоят страны Запада, и мне отрадно видеть и ощущать сплочённость нашего общества в этом общем и важном деле.

Почему вы предпочитаете традиционные книги электронным носителям, и как, на ваш взгляд, гаджеты влияют на восприятие литературы в современном мире? 

Вы можете считать меня старомодным, но лишь бумажная книга ассоциируется у меня с литературой в высоком смысле этого слова. В современном мире, нашпигованном электроникой и гаджетами, мы имеем возможность ознакомиться с произведениями литературы, живописи, музыки, просто путем нажатия клавиш или сенсорных кнопок. Но у этого удобства есть отрицательная сторона. Мы обесцениваем произведения искусства. К примеру, если я найду в сети Интернет и открою на экране смартфона изображение картины Васнецова «Три богатыря», могу ли я утверждать, что я видел эту картину? Я так полагаю, что нет, и, на мой взгляд, чтобы действительно, увидеть это полотно, нужно посетить Третьяковскую галерею. То же самое и с электронными книгами, а тем паче, с аудиокнигами, — эти явления обесценивают литературу. Вы не листаете бумажных страниц, не ощущаете толщину тома, и не представляете, хотя бы примерно, тех усилий, которые вложил автор в написание этого труда. Ведь книга сама по себе несет в себе культурную ценность, и автор, знаю это по себе, готовя к изданию книгу, хочет видеть ее цельным, гармоничным творением, заботится о том, чтобы книга увлекала читателя, доносила до него те мысли, которые писатель хочет подчеркнуть. Я, кстати, в настоящее время готовлю к изданию сборник стихов своего сочинения, и продумываю «от и до» всю концепцию, структуру и оформление книги, наполнение ее иллюстрациями, трогающими душу и способствующими осмыслению поэзии. И мне сложно поставить знак равно между книгой, выпущенной в типографии, и книгой, появившейся на экране гаджета по мановению руки.