Отзыв редактора на книгу Виктора Голубева «Уймись»
Это звон хрусталя и алтына,
это радуга ртути и льда.
Экспонат, эшафот, гильотина,
то есть нет, то есть да, то есть да.
Михаил Щербаков. «Это я»
У этого сборника стихотворений широкие временные рамки. Стихи из цикла «Опыты», даже судя по названию самого цикла, написаны довольно давно, и здесь подразумевается даже не монтеневско-философский аспект (хотя рассудительность весьма присутствует), а некая проба пера, может быть, первые, но ничуть не робкие шаги.
Я иду – не еду! И с порога
Запрягаю хлесткий свой словарь.
Или:
Так испортить жизни вдохновенье!
Топать по ухабам в темноте,
Чтоб прийти в нелепое мгновенье,
В скуку и постылость легких тем…
Вновь сверкают брызгами асфальты —
Будничных ненастий аскетизм.
И застыл в полете вялой смальтой
Дерзкий мой, крутой максимализм.
Строки, написанные в 80-е, не теряют свежести и новизны.
И вот так, «топая» шаг за шагом, строка за строкой, поэт и читатель проходят путь через цикл «Шагая рядом» к стихам последних лет под общим самоироничным названием «Уймись». И на всем пути чувствуется ритм — то перестук колес, то барабанная дробь, а то и перезвон колоколов, встречаются как уместно простые, так и сложные, порой неожиданные рифмы.
И смотреть в бесконечную даль
Мимо призраков.
Только часто досадую: жаль,
Не порвать оков.
Или:
Прошитый памятью курган
Поган,
Где вместо пули ятаган.
Поэт — зрелый мастер, то «весь такой суровый», то непосредственный и близкий, когда в стихах уживаются пафос и ирония:
Порою трудно отказать
И не хватает сил признаться,
Когда видны теченья гладь,
Простых мгновений итерации.
И здесь же рядом:
И вот воткнулся с радостью комар
В мое разнеженное тело,
С налета обретя всесилья дар –
Такое дело.
Несколько особняком в сборнике стихотворений — рассказ «Балерина», но он скорее вишенка на торте, чем инородное тело. Через своеобразное «стихотворение в прозе» нам дано понять, как среди обыденности, суеты и толкотни рождаются прекрасные строки («Он смотрел сквозь них, сквозь время и пространство, в ту волнующую даль, улавливая музыку и такты, окунаясь в атмосферу небесного торжества, возбуждая в себе неуемное чувство восторга и наслаждения») и откуда к Поэту приходит вдохновение («вылилось в череду новых строк, волнительных и соразмерно четких, еще изящнее встающих одна за другой и более конкретно, как набат, звучащих яркой, убедительной прямотой»).
Но ХХ век — это вам не пушкинская эпоха, и вместо «То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет» рождаются совсем иные строки.
Правила русского языка требуют восклицательного знака в названии этого сборника, но вполне можно поставить его всей книге!
Отзыв написал Юрий Иванов
Другие новости
СКАЗОЧНАЯ СТРАНА ИЗ СКАЗОЧНОЙ ВСЕЛЕННОЙ
УДИВИТЕЛЬНОЕ — РЯДОМ
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ, ИЛИ ТРИ ВОПРОСА АВТОРУ