13.09.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

СМИРИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ

Отзыв редактора на книгу Виктора Голубева «Уймись»

                                                         Это звон хрусталя и алтына, 

                                                         это радуга ртути и льда.

                                                         Экспонат, эшафот, гильотина, 

                                                         то есть нет, то есть да, то есть да.

Михаил Щербаков. «Это я»

У этого сборника стихотворений широкие временные рамки. Стихи из цикла «Опыты», даже судя по названию самого цикла, написаны довольно давно, и здесь подразумевается даже не монтеневско-философский аспект (хотя рассудительность весьма присутствует), а некая проба пера, может быть, первые, но ничуть не робкие шаги.

Я иду – не еду! И с порога

Запрягаю хлесткий свой словарь.

Или:

Так испортить жизни вдохновенье!

Топать по ухабам в темноте,

Чтоб прийти в нелепое мгновенье,

В скуку и постылость легких тем…

Вновь сверкают брызгами асфальты —

Будничных ненастий аскетизм.

И застыл в полете вялой смальтой

Дерзкий мой, крутой максимализм. 

Строки, написанные в 80-е, не теряют свежести и новизны.

И вот так, «топая» шаг за шагом, строка за строкой, поэт и читатель проходят путь через цикл «Шагая рядом» к стихам последних лет под общим самоироничным названием «Уймись». И на всем пути чувствуется ритм — то перестук колес, то барабанная дробь, а то и перезвон колоколов, встречаются как уместно простые, так и сложные, порой неожиданные рифмы.

И смотреть в бесконечную даль

Мимо призраков.

Только часто досадую: жаль,

Не порвать оков.

Или:

Прошитый памятью курган

Поган,

Где вместо пули ятаган.

Поэт — зрелый мастер, то «весь такой суровый», то непосредственный и близкий, когда в стихах уживаются пафос и ирония:

Порою трудно отказать

И не хватает сил признаться,

Когда видны теченья гладь,

Простых мгновений итерации.

И здесь же рядом:

И вот воткнулся с радостью комар

В мое разнеженное тело,

С налета обретя всесилья дар –

Такое дело. 

Несколько особняком в сборнике стихотворений — рассказ «Балерина», но он скорее вишенка на торте, чем инородное тело. Через своеобразное «стихотворение в прозе» нам дано понять, как среди обыденности, суеты и толкотни рождаются прекрасные строки («Он смотрел сквозь них, сквозь время и пространство, в ту волнующую даль, улавливая музыку и такты, окунаясь в атмосферу небесного торжества, возбуждая в себе неуемное чувство восторга и наслаждения») и откуда к Поэту приходит вдохновение («вылилось в череду новых строк, волнительных и соразмерно четких, еще изящнее встающих одна за другой и более конкретно, как набат, звучащих яркой, убедительной прямотой»).

Но ХХ век  — это вам не пушкинская эпоха, и вместо «То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет» рождаются совсем иные строки.

Правила русского языка требуют восклицательного знака в названии этого сборника, но вполне можно поставить его всей книге!

Отзыв написал Юрий Иванов