21.07.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Премьера «Приглашение на казнь» в театре имени М. Н. Ермоловой

«Вот тупик тутошней жизни, – и не в ее тесных пределах надо было искать спасения», – говорит главный герой романа Владимира Набокова тридцатилетний учитель Цинциннат Ц., приговоренный к смертной казни за «гносеологическую гнусность», иначе говоря – за непрозрачность для восприятия окружающими в мире, где индивидуальность осталась лишь словом.

Поставила премьерную постановку в театре имени М. Н. Ермоловой Марина Брусникина: «Важное в этом романе для меня – тема. Тема несовпадения индивидуальности героя с окружающим миром и тот факт, что всегда есть выход и спасение. Но главное – это талант автора, его уникальное, сложное художественное пространство, которое очень трудно, но необходимо сохранить при переносе на сцену. Люблю вызовы и люблю разгадывать загадки, а это, конечно, вызов. И, конечно, загадка».

Философский спектакль о разных человеческих гранях, минимум декораций (сценография Наны Абдрашитовой) – все построено на видеопроекциях за счет игры света и тени. Они-то и рассказывают историю тюремных дней жизни молодого человека по имени Цинциннат. В центре сцены установлен помост-гильотина, а голова свиньи на тарелке, фотокопии героев в полный или карикатурный рост, танцовщица с сигаретой, угрожающее громыхание часов, поочередно снимающий голову, ключицы и бедра Цинциннат оборачивается распадающейся марионеткой – всего лишь «декорации» подготовки к казни. По стенам бегут накарябанные надписи, главная из них: «Писателей буду штрафовать» – и подпись: «директор тюрьмы». Музыкальные и пластические вставки и напевная подача текста в отдельных сценах погружают зрителя практически в симфонию тюремной жизни героя.

Молодой актер театра Андрей Мартынов, исполняющий роль болезненно-эмоционального романтика Цинциннат Ц., эмоционально препарирует зрителю совсем не страх смерти, а познание пути к ней. Герой говорит возвышенно, иногда пафосно, показывая патетичность своей натуры. Все, что видит зритель на сцене – плод невероятной фантазии Цинцинната, вступающего в «соприкасаемость» с другими персонажами, которые выходят на него из толщи гранита-тюрьмы. Директор тюрьмы, адвокат, тюремщик, мать, жена, родственники, дети – все они тени: бутафорские, гротескные, смешные, танцующие, страшные, поющие – превращают подготовку к казни в балаган. А главный герой Цинциннат Ц. практически является единственным живым человеком, мечущимся, ищущим, сомневающимся…

«Приглашение на казнь» показывают: Андрей Мартынов, Наталия Селиверстова, Никита Татаренков, Олег Филипчик, Егор Абрамов, Илья Винс, Сергей Занемонец, Полина Зиновьева, Антон Колесников, Ульяна Михайлова, Иван Новиков, Хасбулат Татаров. Художник-постановщик спектакля – Нана Абдрашитова, композитор – Симона Маркевич, хореограф – Ирина Галушкина.

«Впервые с романом «Приглашение на казнь» я познакомился полгода назад и остался под большим впечатлением от того, насколько смешной, ироничный и в то же время страшный роман написал Владимир Набоков. Цинцинната я бы описал как художника, который не вписывается в рамки общества, в котором родился, за что он и оказался приговорен к смертной казни. А на самом деле это просто человек, живущий в своем воображении и считающий, что имеет право на то, чтобы быть собой», – рассказал представителям СМИ исполнитель главной роли Андрей Мартынов.

Чтобы передать дух произведения, Марина Брусникина следует букве Набокова: актеры цитируют «Приглашение…» громадными кусками, а не только произносят свой текст по роли. Андрей Мартынов, у которого два огромнейших монолога в конце каждого из двух актов – просто какой-то ермоловский Цицерон: как можно такое количество слов вместить в голову – непонятно. Актер с этим справляется блестяще, вышибая слезу у зрителя и громогласные овации – из заполненного зала. Главный герой премьерного спектакля жил на сцене с постоянным вопросом: когда? И когда этот момент наступил и дело дошло до казни, то приговоренный, уже лежавший головой на плахе, четко осознал, что он внутренне свободен и может просто взять и уйти с казни, что он и сделал, вселив надежду в зрителя.

https://mospravda.ru/2024/02/19/720041/