Впервые за всю историю «Золотой маски» спектакль Нижегородского оперного театра попал в основную афишу фестиваля. Пионером оказался Фигаро. Точнее опера Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке большой гостевой команды: дирижер Иван Великанов, режиссер Дмитрий Белянушкин, сценограф Виктор Шилькрот, художник по костюмам Ирэна Белоусова. И работа театра претендует на награды сразу в семи номинациях. При этом конкуренция среди оперных театров в нынешнем году вполне серьезная, а никак не формальная.
«Золотые маски» между собой «разыгрывают» одиннадцать спектаклей восьми театров. С одной стороны, оперная программа достаточно разнообразна, чтобы быть интересной самой разной публике, с другой, в афише встретились сразу две моцартовские «Свадьбы» из Воронежа и Нижнего Новгорода. Но это абсолютно разные спектакли и по музыкальному, и по театральному языку. И сравнивать эти постановки в соревновательном формате для жюри — задача сложная и не очень благодарная.
Если в Воронеже режиссер Михаил Бычков в тандеме с дирижером Феликсом Коробовым стремится трансформировать шутейный шедевр Моцарта в образец итальянской opera seria, перенеся время действия в дни Первой мировой войны и превратив в безусловно главного героя не повесу Фигаро, а Графиню Розину, которая в исполнении Натальи Петрожицкой становится ключевым и самым ярким образом постановки; то в Новгороде Дмитрий Белянушкин рассказывает абсолютно современную, гедонистическую, но полную нравоучительного комизма историю из жизни богатых отдыхающих, а Иван Великанов на контрасте с происходящим на сцене превращает моцартовскую партитуру в образец барочного музицирования, правда, добавив в оркестр гитару и кастаньеты. А в помощь солистам театра специально пригласил репетитора Джанлука Пальюзо, который учил, как стало понятно с переменным успехом, не путать итальянский с нижегородским…
Написанная Моцартом в 1786 году, в самом расцвете творческих сил по пьесе Бомарше «Свадьба Фигаро» стала первой попыткой сотрудничества композитора с либреттистом Лоренцо да Понте. И тот опыт был столь успешен, что далее последовало создание еще двух совместных опер, ставших знаковыми в истории музыки. Речь, конечно же, о «Дон Жуане» и «Так поступают все».
Удивительно, но факт исторический: именно в Нижегородской губернии, в середине XIX века местный помещик Александр Дмитриевич Улыбышев написал на французском языке первую научную монографию, посвященную Моцарту. А в силу различных обстоятельств зачетный для конкурса спектакль жюри «Золотой маски» смотрело не в Москве, как большинство работ, а непосредственно в Нижнем Новгороде.
В условиях домашнего, а не гастрольного показа однозначно оказалась в выигрыше сложная, но крайне значимая для спектакля сценография Виктора Шилькрота, мастерски разместившего в пространстве совсем небольшой сцены все задуманные режиссером места оперного действия. Роскошная, многокомнатная вилла графа визуально легко превращается в парк с башней смотрителя и лодочной станцией, где разворачивается не лишенный мистики финал. Сделанный в форме огромного жалюзи занавес соседствует с прозрачными раздвижными панелями на заднике, что периодически становятся большим экраном, на котором появляются те или иные ключевые персонажи.
Вообще, в спектакле — множество самых разных деталей и подробностей, которые фиксируются видеокамерами крупными планами. Моментами представление становится похоже на квест для очень внимательного зрителя. И надо заметить, большинство публики с восторгом включается в предложенную режиссером остроумную игру, высмеивающую такие наши современные привычки, слабости и пороки…
Финал третьего действия оперы — вокально-танцевальная сюита становится «солнечным сплетением» спектакля — красивой точкой схождения настоящего и прошлого. Изящный трехдольный танец (хореограф — Наталья Фиксель), во время которого графиня и Сюзанна меняются нарядами, обращен в испанское фанданго в старинном стиле, где и звучат гитара и кастаньеты. Этакое вольное напоминание, что дело происходит в Севилье. В остальном дирижер без вольностей, а с редким воодушевлением и внутренней свободой работает с моцартовским шедевром. И тут быстрые темпы, апеллирующие к вокальной виртуозности, становятся все-таки заметной трудностью для певцов.
Партию Фигаро исполняет единственный приглашенный солист — бас Олег Цибулько. В остальном театр старался обойтись собственными силами. И в актерском плане «ставка сыграла». Граф Альмавива в интерпретации Олега Федоненко представителен, харизматичен с оттенком самодовольства. Графиня (Светлана Ползикова), Сюзанна (Татьяна Иващенко) и щеголяющая пестрыми нарядами комическая парочка Бартоло — Марцелина (Михаил Наумов и Екатерина Ясинская), и очень смешной и угловатый Керубино (Дарья Телятникова) щедро демонстрируют драматические таланты. Но необходимая вокальная точность моцартовских ансамблей была призрачной. Театру, который находится всего лишь в четырех сотнях километрах от столицы, еще очень много предстоит сделать для того, чтобы быть заметным на оперной карте России.
Другие новости
Театр Пушкина ко Дню Победы покажет премьеру спектакля «Завтра была война»
«По Руси» в Театре Вахтангова
«На дне» в «Модерне»