25.07.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Незримая нить между классиками и современниками

Сегодня мы поговорим с талантливым писателем и поэтом Дмитрием Корнеевым, чьи произведения находят отклик в сердцах многих читателей. Его творчество, наполненное глубокими эмоциями и историческими событиями, создает мост между прошлым и настоящим, связывая классическую литературу с современностью. В этом интервью мы узнаем о его пути в литературу, о том, как создавались его книги, представленные на Московском фестивале «Красная площадь», и о героях его произведений.

Расскажите, как вы пришли в литературу? С чего начали свою писательскую деятельность?

Скажу честно, в детстве литература меня не привлекала. Но в седьмом классе пришло озарение. Я пересмотрел свои взгляды на мир, полюбил этот предмет, стал писать различные очерки. В 2009 году я начал заниматься поэзией. За несколько лет было написано множество стихотворений. И вот в 2012 году с публикации небольшого поэтического сборника начался мой творческий путь в мир литературы.

С 2018 года я начал работу в жанре военной художественной прозы. Через пару лет вышла в свет моя первая книга о Великой Отечественной войне под названием «Закалённые войной». Выпустив в 2022 году вторую книгу о Великой Отечественной войне под названием «Они вершили Победу», я прекрасно осознавал её значимость, актуальность в наше неспокойное время и эффективность воздействия героических событий из далёкого прошлого на умы и сердца нынешнего поколения.

В настоящее время занимаюсь поэзией, в ближайшем будущем планирую выпустить несколько лирических сборников.

Хотелось бы узнать о ваших книгах, представленных на Московском фестивале «Красная площадь». Как создавались эти произведения?

У меня есть доступ в военный архив. Вчитываясь в пожелтевшие от времени страницы, я размышляю над тем, где проходили бои, в каком городе, в каком году. На основе этой базы создаётся художественное произведение с главными действующими героями и событиями, которые могут быть не отражены в документалистике. Главные темы моих произведений – это любовь, фронтовая дружба, потери и боль, пережитые советским народом в тяжёлое военное время. Я настолько углубился во всё это, что война стала мне сниться. Проснувшись, я сразу же записывал какие-то действия, события и диалоги.

В начале июня 2020 года на прилавки вышла моя книга «Закалённые войной». Своим появлением она открыла запланированный мной цикл «Ваш подвиг бессмертен». Спустя пару лет я завершил работу над вторым сборником – в ноябре 2022 года моя новая книга «Они вершили Победу» вышла в продажу.

Первая книга рассказывает о судьбах женщин, девушек и девочек, переживших войну. Это медсёстры и санитарки, снайперы и зенитчицы, труженицы тыла. Вторая книга повествует о судьбах мужчин. Это танкисты и лётчики, пехотинцы и разведчики, артиллеристы и партизаны.

Обе книги повествуют о людях, прошедших через ад самой страшной войны, о тех героях, кто ценой собственной жизни стоял на защите Родины!

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу родную землю. Миллионы советских людей были вынуждены оставить своих близких и мирные профессии, чтобы учиться иному ремеслу. Во имя победы инженеры и рабочие, студенты и преподаватели становились танкистами и лётчиками, пехотинцами и разведчиками, артиллеристами и партизанами, зенитчиками и медсёстрами.

Из правдивых, горьких, иногда страшных, а иногда и весёлых рассказов читатель узнает о нелёгкой фронтовой жизни и о маленьких солдатских хитростях. О боевой работе и о простом военном быте. О том, чему учили в училищах и учебных полках молодых командиров, и о том, какую «школу жизни» на самом деле им пришлось пройти в кровопролитных ожесточённых боях!

Расскажите о героях ваших произведений, кто они: вымышленные или реальные персонажи?

Героями моих произведений стали пехотинцы и разведчики, сапёры и артиллеристы, кавалеристы и танкисты, снайперы и воздушные десантники, пилоты истребительной и штурмовой авиации, Кавалеры орденов и медалей и Герои Советского Союза. Их бессмертные имена и подвиги по праву заслуживают пера.

Интересный факт: все герои моих произведений носят имена и фамилии моих родственников, друзей и коллег. Но, к сожалению, по юридическим аспектам пришлось сделать пометки на обороте книг, что все герои моих произведений вымышлены. По этой причине только ближайшее окружение знает, о ком идёт речь. Что ещё интересно: в моей жизни, как в жизни каждого из нас, есть родственники, друзья и коллеги, которые уже покинули этот мир. Персонажи, названные их именами, погибают на фронте. Те же, кто живы и здравствуют, – проходят все сражения и заканчивают войну в Берлине.

Многие мои знакомые, друзья и коллеги охотно согласились таким образом оказаться в истории, участвовать в кровопролитных сражениях, побеждать и победить фашистскую заразу. Некоторые (но таких очень мало) отказались, мотивируя своё решение тем, что не хотят публичности, стесняются оказаться на страницах книг, быть прототипами пусть и вымышленных, но всё же героев войны.

Вы не только прозаик, но и поэт. А что вам ближе – проза или поэзия? И почему?

И прозаик, и поэт занимаются творчеством. Между ними нельзя провести строгую грань. Поэзию и прозу объединяет природа художественного слова, однако его возможности используются по-разному: для поэта крайне важна эмоциональная составляющая. Стихотворение должно вызывать у читателя переживания. При этом всегда остаётся недосказанность, которая позволяет каждому человеку составить собственное суждение о лирическом герое и трактовать суть произведения по-своему. В своём творчестве поэты используют разнообразные средства художественной выразительности, несвойственные прозе: аллегории, метафоры, сравнения и так далее. В то время как главная задача прозаика состоит в том, чтобы донести до читателя сюжет, как можно точнее охарактеризовать действующих героев, мотивы их поведения и поступков, описать окружающую обстановку и отношения между персонажами. Художественная проза имеет определённую логическую последовательность. Прозаику незачем использовать поэтические обороты, которые лишь усложнят его произведение. Однако это вовсе не означает, что стихотворения лишены смысла и сюжетной линии.

Что касается меня, всё-таки я больше поэт, чем прозаик. Поэзия мне даётся легче. Рассказ могу сочинить за неделю-две, стихотворение за час-два. Объём произведения здесь совершенно не играет роли. На мой взгляд, работать над поэзией сложнее, чем над прозой, ведь стихотворение – это не просто зарифмованные строки. Должна быть сюжетная линия, идея, смысл. По моему мнению, поэт может стать прозаиком, но прозаик (за редким исключением) не может стать поэтом. Здесь нужен определённый поэтический склад ума.

А какие темы чаще всего вы затрагиваете в своих стихах?

Я поэт широкого авторского диапазона. Темы моей поэзии различны и многогранны: любовь и разлука, элегии и посвящения, Россия и мой родной город Санкт-Петербург, война и ленинградская блокада, деревня и природа. Одна вещь объединяет все мои стихотворные произведения – мотивы старины; так называемые Золотой и Серебряный века русской литературы; то, как писали наши классики в XIX и первой половине XX века. Именно поэтому в моих стихотворениях никогда не встретишь современных слов, таких как «смартфон», «банкомат», «супермаркет» и так далее.

Творчество каких писателей и поэтов вам близко и чем именно?

Разумеется, это наши классики – прозаики и поэты Золотого и Серебряного веков: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. А. Булгаков, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, Э. А. Асадов, К. М. Симонов, О. Ф. Берггольц, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева. Это «наше всё», основоположники русской литературы, учителя, у которых нужно учиться нам – современным писателям. Между нашими поколениями протянута незримая нить, которая связывает творческих людей современности с периодом расцвета русской литературы XIX – XX веков.

В книгах наших замечательных классиков затронуто огромное разнообразие тем. Писатели прошлого без труда умели показать публике открытые и чистые образы, ярких и колоритных персонажей, интригующие и острые сюжетные линии – в общем, всё то, что имеет большую цену в литературе, что всегда привлекало и будет привлекать читателей.