10.02.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Марина Ламбертц-Симонова – о поэзии, детях и юморе

Вы помните, что стало первым источником вдохновения, когда вы написали своё первое стихотворение в 13 лет? Возможно, какой-то особый момент повлиял на творческое начало?

Я помню это так хорошо, словно это было вчера! А таких «особых» моментов было много, и они копились во мне, той маленькой и очень чувствительной хрупкой девочке, с раннего детства, они переполняли меня, и, чтобы дать им выход, я с пяти лет очень серьёзно, «с выражением» читала стихи известных «взрослых» авторов, выступая на разных сценах. Многие моменты жизни находили отклик внутри меня, но я совершенно не представляла, как могу раскрыться и перевести свои чувства в слова. Да я и не мечтала об этом, считая тех, кто пишет стихи, небожителями.

А тогда, в тот самый «первый раз», всё произошло случайно. Родители не пустили меня в школу из-за простуды. Папа, видя, как мне грустно оставаться дома одной, предложил… написать стихи об увиденном за окном. Сначала это показалось мне невозможным, но оконное стекло вдруг от моего взгляда «расплавилось» и перестало отделять меня от той мрачной непогоды, творящейся снаружи, против моей воли увлекающей меня ветром, снегом, тающим на ходу, умирающим, последним снегом моей тринадцатой наступающей Весны. И авторучка, словно оправдывая своё название, вдруг сама побежала по листу, и я оказалась не в силах сдержать её, как бы со стороны наблюдая за рождением четверостиший. И папа одобрил их!

А какой из ваших литературных жанров – поэзия, проза, тексты песен – является для вас самым близким и почему? И попутно: какие современные темы и вопросы чаще всего находят отражение в ваших произведениях?

Самым близким является Поэзия, с которой я и начинала свой путь в Творчество. Это связано с тем, что я не слишком усидчивый человек, а стихи можно писать всюду: строки приходят ко мне на ходу, даже если я спешу куда-то. Конечно, я особенно люблю писать стихи не только потому, что это такой «ходовой» жанр, но и потому, что они иногда пишутся сами – да-да, как будто я записываю строки под чью-то… диктовку.

Неожиданно мне понравилось писать и тексты песен, мелодии которых рождаются у меня в голове и мучают до тех пор, пока я не «переложу» их на бумагу. Так, впервые отправив их на международный конкурс поющих поэтов, я стала его лауреатом, а затем два года участвовала в ежемесячном марафоне по написанию текстов песен в семи различных номинациях и стала лауреатом в каждой из них.

Моё знакомство по совету поэтессы Ларисы Рубальской с композитором Григорием Гладковым и его высокая оценка моего творчества, в том числе в предисловии к моей книге с текстами песен «One Love», окрылили меня и в этом литературном направлении.

Ну а что касается прозы, то всё начиналось прозаично, хотя довольно смешно. По роду своей основной работы я контролировала качество продукции не только на фабриках, но и в ресторанах и магазинах Санкт-Петербурга и Ленобласти. Проверяла и «жалобные книги», порой просто зачитываясь как жалобами и благодарностями, так и ответами на них. Для меня это был «клондайк» очень смешных, а иногда и оченьгрустных историй. Так появилась моя «Жалобная книга», которую публиковали еженедельно, с продолжениями в газете «Вечерний Ленинград». Так что всё началось с юмора, но потом меня стало привлекать написание историй из моей собственной жизни или тех, которые я проживала в своём воображении, иногда они рождались из пары услышанных где-то мимоходом, но задевших меня за живое фраз.

А моей самой первой прозаической книжкой, появившейся совершенно случайно, была книга с советами по содержанию кошек и об уютной и здоровой жизни рядом с ними, которую мы совместно с дочкой готовили в рукописном варианте и вручали всем новым владельцам котят от нашей кошки. Однажды мне позвонил директор питерского издательства, случайно увидевший эту не только полезную, но и весёлую «инструкцию», и предложил издать в виде настоящей книги. А потом я стала с радостью писать рассказы и сказки для детей и взрослых, которые были удостоены разных наград.

Так что все рождённые мною «литературные дети»: и стихи, и проза, и тексты песен – мои любимцы и очень дороги мне. Ну а основные темы в моих произведениях: чуткость и тепло отношений, умение любить, радоваться, находить дорогу к счастью и высокое чувство ответственности за свои поступки.

У вас очень много публикаций, в том числе и за рубежом, вы участвуете в литературных конкурсах и фестивалях в разных странах мира. Скажите, а какой из ваших творческих проектов вы считаете наиболее значимым для мировой культуры? И почему?

Я думаю, что наиболее значимый для мировой культуры проект у меня ещё не написан, хотя он у меня, конечно же, «в проекте»! Поэтому мечтаю о долгой творческой жизни, очень плодотворной именно для этого Главного Проекта, который должен будет так ярко и образно рассказать людям нашей планеты о происходящем вокруг нас (причём и большим, и маленьким!), чтобы они никогда больше не хотели враждовать друг с другом ни на национальной, ни на какой другой почве, чтобы целью их жизни стал мир, а Любовь и Дружба считались главным богатством и лучшим средством для поддержания здоровья и достижения долголетия. И ещё: чтобы человечество забыло, что такое предательство по отношению и к людям, и к животным, равно как и деление на бедных и богатых. И чтобы всё это не казалось утопией!

А вообще, у меня есть масса готовых проектов, при воплощении в жизнь которых я уже сегодня могу с помощью Слова делать наш мир добрее и светлее, начав с воспитания детей – и на моих стихах и сказках тоже.И всё же из уже изданных моих произведений, я считаю, особо значимой была книга, посвящённая детям Чернобыля – с иллюстрациями детей, победителей международного конкурса, объявленного специально для художественного оформления моей книги, благотворительного проекта Международной гильдии писателей.Ведь она сплотила между собой множество детей и взрослых из разных уголков России и всего мира, а средства от её реализации были направлены в Чернобыль для помощи и лечения детям, страдающим от последствий аварии.

Важной считаю я и мою большую книгу «Кошки-Мышки». Она предназначена для семейного чтения, ведь в ней сотня стихотворений о главных любимцах детей и взрослых, с помощью которых гораздо легче объяснить даже малышам, что такое настоящая дружба, мир, любовь и «что такое хорошо, а что такое плохо».

Горжусь и участием в огромном количестве самых разных тематических сборников, вышедших в Германии, в том числе в издательстве Международной гильдии писателей, которые читают во всём мире, и в не менее сорока сборниках вашего издательства, где поднимаются с помощью и моих произведений самые значимые жизненные темы. Очень рада, что в вашем издательстве и с вашей доброй помощью вышла в свет ещё одна очень важная для меня книга – «Книга на счастье». Ну что может быть в жизни важнее, чем дорога к нему, счастью, которую я указываю с помощью самого доходчивого до души средства – Поэзии.

Многочисленные грамоты, дипломы и звания: «Золотая муза», «Поэт одного шедевра», премия «Несущая Свет» и другие значимые награды – как они влияют на отношение к искусству в целом и на ваш взгляд на литературу в частности?

Любые премии и звания, данные писателю заслуженно, помогают повысить его самооценку и его готовность работать ещё лучше, поднимать планку в создании новых произведений ещё выше – в той сфере литературы и искусства, в которой его труд так остро необходим, как он теперь ещё сильнее понимает. К тому же награды привлекают внимание к творчеству писателя не только читателей, которые должны как-то ориентироваться в море книг, выбирая хоть и на свой вкус, но самое-самое важное, необходимое, вдохновляющее, облегчающее жизнь в трудных ситуациях, дающее надежду, вселяющее веру. Высокие награды присуждаются знатоками литературы и искусства, критиками, издателями, которым наверняка было из чего выбирать. С другой стороны, премии, звания, ордена и медали, полученные писателем, должны привлекать к нему издателей, которые с большим вниманием, возможно, отнесутся и к его новым рукописям, не давая им кануть в вечность в общем нескончаемом книжном потоке.

Для меня лично любая награда – это не просто радость, это сознание своей ещё большей ответственности за будущий литературный труд на новом этапе, на новом витке творческого процесса, чтобы точно оправдать оказанное тебе высокое доверие.

Заслуженные награды дарят Радость, дают силу заниматься одним из самых сложных и «болезненных» трудов в мире, а отсутствие справедливой оценки этих трудов, внимания загоняет в тень и может лишить хорошего, талантливого автора необходимых для полёта крыльев или сильно ослабить их.

Расскажите немного о награде «За плодотворную деятельность и особый вклад в популяризацию грузинской литературы». За что она была получена?

Я была приглашена в составе делегации на фестиваль Международной гильдии писателей в Грузию. Мы с большим успехом выступали в разных городах этой страны, а по итогам литературного конкурса совместно с Союзом писателей Грузии был издан литературный альманах, куда вошли и мои произведения. И всё это не осталось незамеченным.

В каком возрасте вы обратились к словесному творчеству? Что было раньше: стихи или проза? Как реагировали первые читатели или слушатели?

Я уже ответила на этот вопрос выше. Первые стихи написала в 13 лет, когда училась в седьмом классе. Их одобрил мой папа, но одноклассники, к которым в руки попала та первая злополучная тетрадка со стихами, посвящёнными однокласснику, стала всего лишь предметом насмешек. Её перекидывали из рук в руки, дразня меня, как юную влюблённую, совсем потерявшую голову (до написания стихов – это ж надо!), и в конце концов она была разодрана в клочья, подавив во мне всякое желание «превращать свои чувства в стихи» до 17 лет.

А писала ли я прозу до этого или обратилась к ней много позже – об этом я задумалась только сейчас, благодаря вашему вопросу. И вот что вдруг вспомнила: ну конечно, писала! И это – именно это! – и было, наверное, моим первым литературным трудом. Ведь я с раннего возраста (и тоже по совету папы) вела дневник,которому доверяла и горести, и радости. Его я не показывала никому-никому. И порой на нём были следы слёз от моих детских обид, о которых не рассказывала родителям или подружкам, а вот ему доверяла.

Теперь я понимаю, что именно там были мои самые первые рассказы, о которых я ещё не знала, что они так называются.

Правда, вспоминаю сейчас и про своё устное творчество, например, в ночных палатах пионерлагерей, где росла и «взрослела» каждое лето – с 5 до 15 лет. Там у меня было слушателей хоть отбавляй. Стоило воспитателю или пионервожатому покинуть многоместную спальню, как ребята собирались, чтобы послушать мои байки «из жизни», обычно довольно жутковатые, которые я рассказывала, сочиняя на ходу. Обычно я слышала в тишине и полной темноте восторженное присвистывание, и ребята потом долго не могли уснуть. И тогда мою маму, работающую в пионерлагере медсестрой, аж на помощь вызывали, в том числе для разбирательств с автором, то есть со мной. А ещё в походах я сочиняла на ходу песенки-дразнилки «под Высоцкого» про наших физруков. И те жаловались маме или на собраниях персонала, порой довольно остро воспринимая мои «безобидные» намёки в рифму к их именам.

Как относитесь к юмору в литературе? Есть любимые авторы в этом направлении?

Отношусь очень положительно! И сама люблю писать с юмором! С помощью юмора можно найти кратчайший путь к человеческому сердцу, доходчивее объяснить самое сложное, смягчить нагнетаемую обстоятельствами атмосферу и улучшить климат в отношениях между людьми и даже странами. Ну а как без юмора воспринимать многие происходящие вокруг события? Тем более нельзя обойтись без него, когда пишешь для малышей, и просто грех с ними не поиграть! Если у меня получается эта «игра» в творчестве, я счастлива.

А знаете, кто больше всех помог мне «прижиться» в юморе и для детей, и для взрослых? Те, кто меня знают поближе, ответят не раздумывая. Да-да, это, конечно, Кошки! Пишу это слово с большой буквы не только потому, что с Кошек началось моё осознанное увлечение юмором в литературе, но и потому, что поняла, что,взяв этих любимых огромным количеством людей всех возрастов пушистых озорников в главные герои стихотворений, рассказов, сказок, я могу в самой лёгкой и непринуждённой форме поговорить с читателями на любые – и очень весёлые, и очень даже серьёзные –темы, и это не будет скучно, меня поймут и умом и сердцем.

Так я написала сотни стихотворений, сказок и рассказов для детей и взрослых. Первая их часть уже уютно и весело разместилась в моей книге «Кошки-Мышки», изданной в Германии по результатам питчинга, который проходил, кстати, на международном литературном фестивале в Марокко.

Был у меня и другой повод для смеха (порой сквозь слёзы, правда) – это моя ежедневная работа по проверке качества продуктов питания на промышленных предприятиях, в магазинах и ресторанах. Моим основным профилем для проверок был самый любимый продукт жителей города и области – колбаса. И при всей серьёзности этой моей очень ответственной работы частенько нельзя было сдержать слёз от смеха. И эти «слёзы» порой превращались в… стихи. Самые «невинные» из них я читала со сцены Ленинградского Дома писателей на Неве. И скоро множество маститых поэтов, членов Союза писателей, обрушили на мою голову в косичках многие десятки пародий под общим названием «Про Марину и сосиски», на которые я отвечала тем же.

Из моих любимых авторов, писавших с юмором, могу назвать Даниила Хармса, Козьму Пруткова, Михаила Зощенко, Олега Григорьева, Константина Мелихана, ну и А. С. Пушкина, конечно, который был ещё тем юмористом.

В каких творческих объединениях состоите? Какую пользу приносит общение с единомышленниками?

Главным творческим объединением из тех, в которых я состою сегодня, является Международная гильдия писателей, в которой у меня много и любимых авторов, и друзей из разных стран мира. Нас связывает и сотворчество: участие в многочисленных проектах гильдии, совместных поездках на международные литературные фестивали, саммиты и ассамблеи в разные страны мира, издание множества сборников и альманахов, журналов, где постоянно публикуются мои стихи и проза.

Конечно, предметом моей гордости является и то, что меня приняли в действительные и почётные члены Международной академии литературы, искусства и коммуникаций, которая ведёт большую и важную просветительскую, организационную и издательскую работу в мире литературы и искусства, и мы, её академики, способствуем коммуникации творческих людей всех стран и, конечно, делу мира во всём мире.

Очень важно для меня и участие в Международном творческом объединении писателей, пишущих для детей, ведь именно творчество для детей я считаю одной из своих важнейших творческих задач, и мне важно постоянно читать произведения коллег и контактировать с ними в этой самой трудной, но важнейшей, на мой взгляд, области литературного труда.

А участие в составе Союза писателей Северной Америки, членами которого ещё в давние годы были многие знаменитые писатели России, не только обязывает быть на уровне лучших образцов писательского мастерства, но и даёт возможность расширять творческие контакты и постоянно учиться и совершенствоваться в замечательной писательской среде.

А ещё я никогда не забываю свои самые первые «писательские университеты» в питерских литературных объединениях при домах и дворцах культуры, в Мастерской молодых поэтов при Доме писателей на Неве, издательстве «Детгиз» и Доме прессы! Это было прекрасное начало для любого писателя и поэта!

Расскажите о своём пути в литературу для детей. Благодаря чему помыслы обратились в эту сторону? Чем захотелось поделиться с юным поколением?

Я очень люблю вспоминать как раз именно о своём пути в литературу для детей. Это не произошло само собой, как многие думают.

В те, уже давние, времена моей юности я была одержима литературой для вполне взрослых людей, сама будучи молодой девушкой – настоящей «зажигалочкой», как меня называли, в жилах которой просто горела кровь, выливающаяся в темпераментные, задорные, радостные стихи, переполненные романтикой студенческой жизни и любви, и за эти стихи меня хвалили.

Но однажды питерский поэт Герман Гоппе, ведущий «Поэтических пятниц» при ленинградской газете «Смена» в Доме прессы, обратился к участникам: «А что, слабо́ вам попробовать себя в «детской» теме? Вот ты, Марина, ты ведь юная мама маленькой дочки, как же ты, бесспорно обладающая талантом и пишущая стихи о любви, ни разу ничего не сотворила для своей наверняка любимой малышки?»

Мне почему-то стало очень стыдно! И я уже наутро написала пару строчек для дочки, которой было 3,5 года, она очень интересовалась буквами и быстро выучила алфавит. Но мне захотелось, чтобы она побыстрее начала читать самостоятельно, и я стала писать ей крупными печатными буквами «письма» в стихах от имени зайчика, а потом и от себя лично с просьбами в стихах или даже коротких сказках, сделать что-то полезное, развивающее: например, нарисовать рисунок к моему письму в стихах, слепить что-то из пластилина, смастерить или провести урок в кукольной школе, прочитав мой стишок или сказку, а потом их обсудить: что скажет, например, мишка косолапый или Буратино?

И наши встречи вечером стали превращаться в ежедневный Праздник! Даже многие проблемы ушли, и бабушка стала меньше жаловаться на шалунью внучку. А скоро она не только научилась читать, но и в четырегода начала сама сочинять песенки и петь их, аккомпанируя себе на маленькой гитаре.

Мы даже смастерили совместно с дочкой рукописную книгу с моими первыми стихами для детей и её рисунками к ним, отправив по почте в Москву любимой писательнице Агнии Львовне Барто, к её дню рождения, безо всякой надежды, что она её получит. И вдруг буквально через несколько дней в нашу дверь позвонил почтальон и вручил нам бандероль. В ней, к нашему полному изумлению, была яркая книжка со стихами Барто, дарственной надписью, автографом и письмом от руки, в котором знаменитая детская поэтесса благодарила нас обеих за доставленное ей удовольствие от стихов и рисунков и предрекала мне литературноебудущее в качестве именно детского автора. Помню, как горели мои щёки из-за этого аванса, ведь я никогда не думала всерьёз писать стихи именно для детей. Возможно, это было одно из её последних писем в жизни, ведь уже через два дня мы с дочкой плакали, услышав, что её не стало.

А однажды к нам на литобъединение, в котором я лишь совсем недавно начала заниматься, пришёл человек, организующий детские мероприятия. Он попросил послать кого-то из поэтов почитать стихи для детей в кинотеатре перед началом сеанса, где будут выступать ещё артисты кино и известный композитор. Все члены лито почему-то дружно показали на меня, как самую молодую и лёгкую на подъём, наверное.

На следующий день я пришла в ужас: у меня не было ни одного стихотворения для школьников! Я села в автобус, идущий по самому длинному в Ленинграде маршруту и начала писать стихи. До выступления оставался час, и я вдруг так увлеклась, что написала аж пять (!) стихотворений.

На сцену кинотеатра, где до меня выступал известный композитор, я поднялась с дрожью в коленках, зная,что пяти-, шестиклассники – не взрослые, которые будут слушать из вежливости, они могут и засмеять, и даже освистать!

Но, едва начав читать свои опусы, я вошла в роль и сразу успокоилась.

Зал хохотал! Но не надо мной, а над героем моих стихов! И я сама смеялась до слёз над своими же строчками, хватаясь за живот от смеха. Композитор вернулся и, как и артисты – участники концерта, с удивлением наблюдал творящееся в зале. Потом были стихи на бис: я читала стихи ещё и ещё, хорошо, что успела написать аж пять штук. И никто не догадывался, в каком стрессе они создавались.

Ещё долго в моих ушах стояли аплодисменты. Педагоги, присутствующие в кинотеатре со своими классами, просили меня выступить и в их школах, а руководитель мероприятия предложил постоянно выступать в «сборных солянках» с артистами и композиторами за хорошую плату. Ещё и детское лито мне предложили вести.

Так я, сама того не желая, начала писать для детей, и меня направили в Студию молодых поэтов, пишущих для детей, – к Нонне Слепаковой в Дом писателей и в другое литобъединение, которое вёл Валерий Воскобойников при издательстве «Детгиз», где я познакомилась и подружилась с прекрасными детскими поэтами Михаилом Ясновым и Сергеем Махотиным, который сразу предложил мне выступить в программе на ленинградском радио.

В это же время моя маленькая дочка была участницей различных детских программ на ленинградском телевидении. Однажды, когда я наблюдала в щёлочку за кулисами съёмки программы, на которую пришёл Михаил Боярский, я написала одно из своих шуточных детских стихотворений, именно о нём, и любимый артист, у которого я позднее взяла два интервью, смеялся над этим моим опусом до слёз.

И ещё я написала на скорую руку сценарии в стихах, по которым вместе с «эрмитажными детьми» (так называли юных художников, в том числе мою маленькую дочку, занимавшихся в художественной студии при ленинградском Эрмитаже) поставили небольшие, но очень яркие спектакли на сцене Эрмитажного театра, который открыл специально для нас тогдашний директор Эрмитажа Б. Б. Пиотровский.

Вот таким необычным, просто волшебным образом произошла моя «конвертация» в детские поэты. А моя главная цель, моя сверхзадача в детской литературе – добрых людей растить, которым не распри, не дрязги, не криминальные «разборки», а мир нужен. А для того чтобы быть героем, вовсе не обязательно жизнь отдавать, порой достаточно просто оберегать от помех сон любимой мамочки.

У вас много дипломов, наград. Чем особенно дорожите? Какая победа была наиболее впечатляющей для вас?

Я ценю все награды, все они для меня дороги! Но обычно самым запоминающимся, самым ценным в жизни является всё Первое. Я очень долго после переезда в Германию не участвовала ни в каких конкурсах и не интересовалась ими даже. Но однажды случайно увидела объявление о международном конкурсе к 100-летию Сергея Михалкова на лучшую рукопись книги для подростков, объявленного его известным сыном, руководителем центра Российской культуры, режиссёром Никитой Михалковым. До окончания приёма работ оставался один день, и я отправила по почте рукописи нашей совместной с дочкой книги «Дочки-матери» понескольким адресам (было несколько профессиональных и даже юношеских жюри в конкурсе, и решения их по выбору победителей должны были сойтись) и забыла об этом. Но через два месяца обнаружила в электронной почте, что мы с дочкой в числе победителей, лауреатов этого очень важного конкурса, проводимого под девизом «Сегодня дети – завтра народ», и нас приглашают в Москву в Культурный центр Министерства иностранных дел России и оплачивают полностью авиабилеты и проживание в гостинице в Москве. И нас ожидает великолепный приём в присутствии важных госдеятелей России и известных музыкантов.

Там нас наградили не только дипломами лауреатов и денежной премией, но и многими подарками, например, от Союза художников России, председатель которого вручил мне огромную гравюру с изображением Дома, где до последних дней трудился писатель Сергей Михалков.

Вторым большим конкурсом, в котором я не один год была в числе лауреатов в разных номинациях, было «Золотое перо Руси» – с торжественным вручением наград в Доме писателей в Москве.

А все следующие литературные конкурсы, в которых я участвовала, и награды, полученные в них, трудно даже перечислить. И это очень важный аванс для моей дальнейшей работы.