24.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Итоги проката российского кино в 2022 году: копейка рубль бережет

Интернет-портал ПрофиСинема продолжает подводить итоги непростого, отметившегося значительной трансформацией рынка, 2022 года. Очередная статья цикла посвящена бокс-офису отечественного кино на экранах России и СНГ. Ранее мы писали о главных событиях российской индустрии, произошедших за последние двенадцать месяцев.

По подсчетам редакции ПрофиСинема с 23 декабря 2021 года по 22 декабря 2022 года всего в прокат вышло 562 российских и зарубежных фильма, без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, представленных в кинотеатрах до 10 копий, а также фильмов прошлых лет. Их общая касса по состоянию на 22 декабря 2022 года — 21,3 млрд рублей. При этом общие сборы 208 отечественных релизов составляют 11,2 млрд рублей (53%.). По количеству релизов отечественные картины занимают 37% от общего числа. 

В прошлом году на долю российского кино пришлось 29% от всех проектов, в прокат вышло 153 отечественных фильма, суммарная касса которых составила 9,6 млрд рублей. В позапрошлом году бокс-офис российского кино составлял 10,6 млрд рублей. 

Топ – 10 самых кассовых российских фильмов 2022 года в России и СНГ

ФильмДата релизаЖанрДистр.Общие сборыКол-во зрителейКол-во к/т
1Последний богатырь: посланник
тьмы
23.12.2021сказка,
фэнтези,
приключ.
WDS2.203.578.6257’287’141 2086
2Сердце
Пармы
06.10.2022исторический,
драма,
фэнтези
ЦПШ922 780 5663’074’708 1990
3Три
богатыря
и конь
на троне
30.12.2021семейный, приключ.,
комедия
SPPR455 810 5891’539’319 1944
4Финник24.03.2021семейный,
приключ.
ЦПШ439 779 1731’841’752 2022
5Чемпион
мира
30.12.2021спортивная
драма
ЦПШ429 174 2241’259’046 1880
6Елки 9*01.12.2022комедияВольга428 742 2901’452’880 1906
7Одна09.06.2022драмаНаше кино355 233 3181’242’738 1843
8Артек.
Большое путешествие
28.04.2022семейный,
комедия
Наше кино324 873 1831’328’476 2116
9Мистер
Нокаут
23.02.2022спортивная
драма
WDS315 736 8501’115’182 1857
10Непослушник03.02.2022комедияКаропрокат302 528 5371’098’623 1862

*прокат продолжается    

Общие кассовые сборы российского кино 2022 года на 1,6 млрд рублей больше, чем в 2021 году: решающее значение оказало количество релизов (208 против 153 соответственно). Обращает на себя внимание минимальное количество крупных премьер: основная касса собралась за счет малозаметных сборов «проходных картин».

В отличие от предыдущих лет, в этом году лишь одному фильму удалось преодолеть миллиардный порог – как и в прошлом, рейтинг возглавила франшиза «Последний богатырь» (WDS). Сборы третьего «Богатыря» превысили результаты второй части – разрыв составил 100 млн в пользу новинки. К тому же, в еженедельном Топ-10 картина продержалась на неделю больше предыдущей – 8 недель против 7 соответственно. 

Пожалуй, на этом хорошие новости для отечественной киноиндустрии заканчиваются: суммарные сборы первой десятки сопоставимы с суммой лишь 5 картин из вершины прошлогоднего рейтинга. Более того, за исключением двух картин, фильмам из Топ-10 не покорилась даже отметка в полмиллиарда рублей. После ухода мейджоров наблюдался тотальный спад посещения кинозалов, в том числе и на отечественных лентах; впрочем, первые тревожные звоночки прозвучали на новогодней битве сезона 21/22 года. 

«Три богатыря и конь на троне» (SPPR) собрал значительно меньше предыдущих частей франшизы (455 млн. рублей): к примеру, «Три богатыря и наследница престола» (2018) с сопоставимой, новогодней датой релиза, преодолел порог в полмиллиарда и собрал 603 млн. 

Нетрадиционно низкие результаты показали спортивные драмы этого года. Сборы «Чемпиона мира» в размере 429 млн рублей (ЦПШ), истории про шахматное противостояние Корчного и Карпова, сопоставимы разве что с результатами «Стрельцова» (2020) – 361 млн. Отметим, что байопик про знаменитого футболиста выходил в год, охваченный пандемией и в условиях ограниченной работы кинозалов. Не привлек широкую аудиторию даже актерский талант Константина Хабенского, который исполнил роль шахматиста Виктора Корчного. Прошлое сотрудничество Хабенского со студией Тритэ принесло куда более ощутимый результат – картина «Огонь» (ЦПШ), премьера которой состоялась 24 декабря 2020 года, собрала 926 млн рублей.

Спортивная драма «Мистер Нокаут» (WDS) также продемонстрировала не слишком высокие сборы, однако при производственном бюджете в 150 млн по крайней мере окупилась. К тому же картина вышла в самый сложный уикэнд текущего года (релиз 23 февраля) и в последствии была вынуждена сменить дистрибьютора с WDS на Кинотайм. 

В новой реальности явным лидером по сборам стало историческое фэнтези «Сердце Пармы» (ЦПШ). Масштабное, почти трехчасовое эпическое полотно дало кинотеатрам надежду на привлекательный, коммерчески успешный российский контент: значительное количество залов вышло из консервации ради показа картины. Релиз, который откладывался несколько лет, случился как нельзя более кстати: на фоне абсолютного отсутствия конкуренции картина кинокомпаний Профит и Star Media собрала внушительные 922 млн и продержалась в еженедельном Топ-10 на первом месте 8 недель, что стало абсолютным рекордом.

Прекрасный старт продемонстрировали очередные «Елки» (Вольга): в этом году вышла девятая часть. По итогам трех недель проката новогодняя комедия ворвалась в итоговый Топ-10 на 6 строчку, и продолжает борьбу за более высокие позиции. Именно «Елкам 9» удалось сместить «Сердце Пармы» с первого места в еженедельном Топ-10. Вместе с тем девятая часть значительно проигрывает другим фильмам франшизы: «Елки последние» – седьмая картина, выходившая в широкий прокат в декабре 2018 года, собрала 730 млн, а восьмая часть вышла лишь в ограниченный прокат, и затем блистала на стримингах.

Сюрпризы – главная особенность обновленного российского проката: неожиданный успех таких картин как «Артек. Большое путешествие» и «Одна» заставил говорить о них всю индустрию. «Люди хотят видеть эскапистский контент, и мы наблюдаем это по сборам таких проектов как «Артек», – комментирует исполнительный директор Фонда Кинопрайм Антон Малышев. Оба проекта представил дистрибьютор Наше кино. Фильмы, релиз которых состоялся на пике неопределенности – в апреле и в июне – рискнули, и не прогадали. При этом на минувшем питчинге анимационного и семейного контента Фонд кино не поддержал приквел «Артека», действие которого должно было разворачиваться в 1812 году.

Анимационные картины стали редкостью в текущем Топ-10, зато им покорилась вершина списка – «Финник» занял четвертое место. В начале этого года очаровательный домовой «осиротел» – его должен был прокатывать SPPR, но в дальнейшем права перешли к ЦПШ.

Примечательно, что в Топ-10 попали сразу три картины, в которых главную роль исполнил Виктор Хориняк. Замыкает десятку комедия «Непослушник», а ее продолжение идет в кинотеатрах прямо сейчас, причем по итогам двух уикендов сиквел показывает аналогичную первой части динамику сборов. 

Специального упоминания заслуживает документальная картина с элементами реконструкции «Петр I. Последний царь и первый император», не вошедшая в десятку, и занявшая 11 место со сборами 272 млн рублей.

Топ-20 российских фильмов по кассовым сборам с 2007 по 2022 год 

ФильмДата релизаДистриб-рОбщие сборыКол-во зрителей (По данным ЕАИС с 2013 года)
1Холоп26.12.2019ЦПШ3.071.629.33011 639 702
2Движение вверх28.12.2017ЦПШ3 043 672 44011 902 736
3Т-341.1.2019ЦПШ2 299 526 4168 819 706
4Последний богатырь: Посланник Тьмы23.12.2021WDS2 203 578 6257 287 141
5Последний богатырь: Корень зла1.1.2021WDS2 105 895 3537 147 868
6Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел20.12.2018Каропрокат1 761 108 1006 329 756
7Последний богатырь26.10.2017WDSSPR1 732 482 4807 345 704
8Сталинград10.10.2013WDSSPR1 669 275 2106 185 820
9Лед 214.02.2020WDSSPR1 546 162 6806 004 545
10Викинг29.12.2016ЦПШ1 534 423 3895 649 424
11Экипаж21.04.2016ЦПШ1 505 006 6534 991 156
12Лед14.02.2018WDSSPR1 501 928 9126 050 287
13Елки-326.12.2012Bazelevs1 245 417 8075 296 673
14Ирония судьбы. Продолжение21.12.200720 Век Фокс СНГ1 235 363 184~ 9 000 000
15Вий03.03.2014UPI1 200 263 8124 437 320
16Конек-горбунок18.02.2021SPPR1 197 270 9124 813 003
17Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 212.12.2019ЦПШ1 095 276 3283 939 129
18Притяжение26.01.2017WDSSPR1 073 475 0553 821 306
19Вторжение01.01.2020WDSSPR961 357 2623 434 682
20Три богатыря: Ход конем01.01.2015Наше кино963 013 2963 941 590

В Топ-20 российских фильмов по кассовым сборам с 2007 по 2022 вошла лишь одна новая картина — «Последний богатырь: Посланник тьмы». Традиционно список пополнялся минимум на две картины. При этом каждый новый проект о современном Богатыре обходит предыдущий. 

Самыми кассовыми месяцами для отечественных блокбастеров вне всякого сомнения являются декабрь и январь: вокруг новогодней битвы сосредоточены 8 релизов разных лет из 20. Следом за ними идет февраль – 3 картины с миллиардными сборами сделали кассу именно в этот месяц ( «Лед», «Лед 2», «Конек-Горбунок»). «Сталинград» и «Последний богатырь» выходили на экраны в октябре 2013 и 2017 годов соответственно – осень стала для них счастливой и принесла сборы свыше полутора миллиардов. 

Непревзойденными по-прежнему остаются сборы «Холопа» в размере 3 млрд рублей. После того, как прошлом году рейтинг покинул «Дневной дозор» (2006 год, 867 млн рублей). самой «старой» картиной в списке стала «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), занимающая 14 позицию в Топе. На данный момент в рейтинге осталась лишь две ленты, не преодолевшие миллиардный порог: «Вторжение» (2020) и «Три богатыря: Ход конем» (2015).

Новогодняя битва: год к году

СезонФильмыДата релизаСборы за период новогодней битвы (с даты релиза по окончание праздников)Итоговые сборы за сезон новогодних праздников
 1 2017/2018Движение вверх28.12.20171,48 млрд 2,3 млрд
Елки новые21.12.2017834 млн
Чудо-юдо04.01.201829 млн
 22018/2019Елки последние27.12.2018663 млн 3,2 млрд
Три богатыря и наследница престола27.12.2018519 млн
Снежная Королева: Зазеркалье01.01.2019285 млн
Т-3431.12.20191,76 млрд
 32019/2020Холоп26.12.20191,93 млрд3,6 млрд   
Иван Царевич и Серый Волк 426.12.2019456 млн
Союз спасения26.12.2019570 млн
Вторжение02.01.2019650 млн
 42020/2021Барбоскины на даче24.12.202062 млн2,8 млрд
Огонь24.12.2020607 млн
Конь Юлий и большие скачки31.12.2020296 млн
Последний богатырь: корень зла31.12.2020 1,62 млрд
 52021/2022Последний богатырь: посланник тьмы23.12.20211,84 млрд2,5 млрд
Чемпион мира30.12.2021311 млн
Три богатыря и конь на троне30.12.2021346 млн
Снегурочка против всех30.12.2021 59 млн

Традиционно новогодняя битва становится самым коммерчески привлекательным временем года для релизов: именно в этот период состоялись премьеры основных народных хитов новейшего времени. В этом году, когда на новогоднюю битву возлагаются особенно большие надежды со стороны как дистрибьюторов, так и кинотеатров, появилась необходимость оценить и проанализировать опыт прошлых лет. В таблице представлены все проекты, выходившие в прокат в обозначенный период, и их сборы с даты релиза до окончания каникул. 

Самым успешным стал допандемийный сезон 19/20: все четыре проекта, работавших в праздники, показали высокие результаты, суммарно достигшие 3,6 млрд рублей. Отмечается и широкое жанровое разнообразие: анимационный «Иван Царевич и Серый волк 4» – для семейной аудитории, фантастическое «Вторжение», исторический «Союз спасение», комедийный «Холоп». 

В сезоне 20/21 семейный контент конкурировал друг с другом: доминировал «Последний богатырь: корень зла», менее заметными остались «Конь Юлий и большие скачки» и «Барбоскины на даче». Для старшей возрастной аудитории выбор оказался не столь велик – при этом картина «Огонь» уверенно преодолела отметку в полмиллиарда за праздники. Напомним, что кинотеатры работали в режиме 75% заполняемости кинозалов. При таких ограничениях падение новогодней кассы в 800 млн кажется не столь значительным.

Однако новогодняя битва уходящего года также отметилась падением – при своих позициях остался лишь «Последний богатырь», стартовавший за неделю до праздничного уик-энда. Анимационный «Три богатыря и конь на троне» остался в тени «Последнего богатыря», а комедия «Снегурочка против всех» показала совсем незначительные сборы. Провально прошел в праздники «Чемпион мира» – драмы от Тритэ традиционно демонстрировали сборы более 500 млн.

Прогнозы на предстоящую новогоднюю битву индустрия делает с опаской: в прокат выйдут «Мира», «Чук и Гек. Большое приключение», «Бывшие.Happy end», «Иван Царевич и Серый волк 5» и надежда отечественного проката – «Чебурашка». 

Топ-10 самых кассовых фильмов (включая зарубежные) за 2022 год

НазваниеДата релизаЖанрДистриб-рОбщие сборыКол-во зрителейКол-во к/т
1Последний богатырь: Посланник тьмы23.12.2021сказка, фэнтези, приключенческийWDS2.203.578.6257 287 1412086
2Анчартед: на картах не значится10.02.2022боевик, приключенческийSPPR1 728 201 0675 438 1371733
3Зверопой 223.12.2021комедияUPI1 043 029 7833 227 1522037
4Сердце Пармы6.10.2022исторический, драма, фэнтезиЦПШ922 780 5663 074 7081990
5Смерть на Ниле10.2.2022триллерWDS733 938 6312 033 4991870
6Три богатыря и конь на троне30.12.2021семейный, приключенческий, комедияSPPR455 810 5891 539 3191944
7Финник24.03.2022семейный, приключенческийЦПШ439 779 1731 841 7522022
8Чемпион мира30.12.2021спортивная драмаЦПШ429 174 2241 259 0461880
9Елки 9*09.12.2022комедияВольга428 742 2901 452 8801906
10King’s Man: Начало13.1.2022комедия, боевикWDS399 907 5011 179 5412070

*прокат продолжается 

В прошлом году рейтинг триумфально возглавил «Человек-паук: нет пути домой» (SPPR), релиз которого состоялся 15 декабря. Сборы супергеройского блокбастера составили 3,1 млрд. Таким образом, лента стала самой кассовой в современной истории отечественного проката, опередив даже «Холопа» (3,07 млрд). Российские блокбастеры в 2021 году занимали лишь 2 позиции в рейтинге («Последний богатырь: Корень зла» – 2,1 млрд – 3 место и «Конек-горбунок» – 1,2 млрд – 7 место). В этом году ситуация изменилась: к сборам ленты «Последний богатырь: Посланник тьмы» не удалось приблизиться даже тем блокбастерам, которые успели выйти в прокат до ухода мейджоров. Рейтинг состоит из отечественных картин на 60%. 

Лишь три картины собрали больше миллиарда – «Последний богатырь: Посланник тьмы», «Анчартед: на картах не значится» и «Зверопой 2». В прошлом году миллиардный порог преодолели 8 картин. Успевший выйти в прокат до февральских событий, «Анчартед» оставался в центре зрительского внимания очень долго и не покидал еженедельный Топ-10 14 недель. Не смог преодолеть миллиардный порог и самый многообещающий отечественный релиз этого года – «Сердце Пармы». «Объективно говоря, «Сердце Пармы» – единственный из уже вышедших проектов, который мог претендовать на верхнюю планку сборов нового рынка. Эта цифра означает, что сегодня верхняя планка такова», – комментирует Антон Малышев. 

Ререлизы и повторный прокат как тренд 2022 года

После ухода мейджоров с рынка кинотеатры столкнулись с острым дефицитом контента. Первой экстренной мерой стало возвращение на экраны некоторых картин из прошлого.

В этом контексте нельзя не упомянуть повторный прокат культовых фильмов «Брат» и «Брат-2», собравших на двоих 118 млн рублей. Впрочем, картина Алексея Балабанова в этом году отмечала 25-летний юбилей – сложилось ощущение, что релиз готовился заранее. Тем не менее, индустрия увидела в этом примере окно возможностей: следом прошел повторный прокат «Бумера» и других фильмов как из классики, так и из новейшей истории.

Тренд на выпуск в повторный прокат советской классики существовал уже давно, хоть и набрал в этом году беспрецедентные масштабы. К примеру, в прошлом году в повторный прокат вышло 10 отечественных картин, в этом – 52. Наиболее удачными примерами повторно проката послужили картины Андрея Тарковского, отмечавшего в этом году 90-летний юбилей: «Солярис» и «Сталкер» (Искусство кино) в сумме собрали почти 15 млн рублей. Эта цифра оказалась вдвое выше всей кассы отечественных картин из повторного проката 2021 года — тогда она составила 8,7 млн.

В качестве ререлизов мы рассматриваем картины, впервые вышедшие в кинотеатрах в 2017 году и позднее. 

Топ-5 ререлизов

Название ререлизаДата первого релизаДата ререлизаСборыДистрибьютор
1Салют-7 (режиссерская версия)12.10.201707.04.202218 157 980Наше кино
2Большое путешествие12.4.201904.08.202213 939 921Наше кино
3Кощей. Начало28.10.202126.03.202210 964 290Каропрокат
4Два хвоста31.5.201815.09.20229 530 805Наше кино
5Небо18.11.202122.06.20225 033 267ЦПШ

Наилучший результат показал «Салют-7» (18 млн), выходивший в прокат с пометкой «режиссерская версия». Остальные фильмы не привлекли ощутимое количество зрителей. Необходимо также отметить, что некоторые из представленных картин («Кощей. Начало», «Небо») были замечены в кинотеатральном показе в паре с пиратским голливудским контентом в рамках «предсеансового обслуживания», о чем мы писали ранее.

Топ-5 региональных фильмов

НазваниеДата релизаРегионОбщие сборыКол-во зрителейКол-во к/т
1Зина и Леха: операция «Хвост и вымя»27.9.2022Якутия14 796 61646 10842
2Бугун-былыр (Сегодня-давно)21.12.2022Якутия7 614 79930 06842
 3Вертолет 17.02.2022 Якутия 7 018 098 22 64337
4Кюннэй21.10.2022Якутия6 327 05221 61436
5Бурятский час13.6.2022Бурятия2 585 7079 92750

В прошлом году мы уже отмечали тотальное превосходство региональных картин в сегменте ограниченного проката: пальма первенства принадлежала Якутии с лентой «Тыгын Дырхан» и сборами в размере 12 млн рублей. В этом году комедия «Зина и Леха: операция «Хвост и вымя» побила предыдущий рекорд – сборы новинки составили 14,7 млн. Успехи региональных картин на домашнем экране все чаще обращают на себя внимание федеральных дистрибьюторов – однако на данный момент индустрия сходится во мнении, что локальные особенности не будут поняты широким зрителем. 

Необходимо подчеркнуть, что в прошлом году 8 региональных картин преодолели планку в 5 млн рублей – теперь этим могут похвастаться лишь 3 фильма. Тем не менее, кинопроизводство в стране продолжает развиваться: в Бурятии в локальный прокат вышли фильмы «Бурятский час» и «Би-русский (Я русский)», в Татарстане – «Дикие предки», «Тарлан», трехчастная «Православная трилогия».

В 2022 году в кинотеатральный прокат вышло 208 отечественных фильмов: среди них 18 анимационных, 17 документальных и 173 игровых. Среди игровых картин традиционно доминировали комедии и драмы, на которые пришлось 45 и 51 фильм соответственно. В число драм входят по 5 исторических и спортивных лент, а также 6 военных. По анализу кассовых сборов напрашивается вывод, что эпоха спортивных драм подходит к концу: наилучшие результаты показали «Чемпион мира» (429 млн), «Мистер Нокаут» (315 млн), «Одиннадцать молчаливых мужчин» (151 млн). Военные драмы также не стали предметом широкого зрительского интереса. Самым ярким примером исторической драмы (с элементами фэнтези) стала картина «Сердце Пармы»: к тому же, в будущие годы, судя по питчингам Министерства культуры и Фонда кино, зрителей ожидает всплеск исторических картин.

***

В 2022 году произошла резкая трансформация рынка: теперь отечественные релизы оказались на передовой. Напомним, что в предыдущие четыре года общая касса российских фильмов колебалась, не демонстрируя заметных трендов к росту или падению.

В этом году отечественная касса впервые в истории обогнала зарубежную. К несчастью, произошло это не за счет конкурентоспособности отечественного кино, а благодаря уходу мейджоров с рынка. В условиях международного кризиса индустрия оказалась не способна заполнить кинотеатры качественным домашним контентом: на помощь не пришел ни региональный прокат, ни повторный. Кинотеатры начали прибегать к демонстрации голливудских блокбастеров в обход правообладателей – впрочем, и эта мера не сумела обеспечить возвращение зрителей в кинотеатры: без должного маркетингового сопровождения крупные международные релизы, показанные нелегальным способом, оказались не слишком востребованы.

Отечественному контенту не удалось оттянуть на себя кассу западных картин: прирост в 1,6 млрд рублей по сравнению с 2021 годом выглядит незначительным на фоне потери кинотеатральной выручки в районе 70%. Рост российских сборов обеспечили не крупные релизы, а многообразие мелких – пришлось брать не качеством, а количеством.

Стоит отметить, что на 2022 год возлагались большие надежды: после 2 кризисных лет, окрашенных пандемией, индустрия рассчитывала на скорый рассвет. Однако на укрепление кризиса работают и отложенные последствия локдауна, и, как следствие, просроченные циклы кинопроизводства. Не способствует решению проблем и отмена ожидаемых зрителями картин: в прокат так и не вышли (и, вероятнее всего, не выйдут) «Ампир V», «Мы», «Декабрь». По прогнозам экспертов, 2023 год станет еще хуже – после новогодней битвы нас ожидает череда консерваций и закрытий кинотеатров. Остается надеяться, что релизы будущего года будет где показывать.

https://www.proficinema.com/questions-problems/articles/detail.php?ID=366002