Рецензия на книгу Галины Врублевской «Бабочки в цифровом музее».
Но всё равно ведь как-то жил. Впрочем,
почему «как-то»? Очень даже неплохо.
Жизнь и без смысла сама по себе вполне хороша.
Макс Фрай
Нет более унылой, постапокалиптической картины, чем ржавеющий металлолом и облупленные конструкции в заброшенном заводе. И расположенный в опустевших цехах музей игровых и торговых автоматов из книги Галины Врублевской задаёт тон всему произведению. Полина Зайцева, главная героиня романа, как раз директор такого вот обычного для сегодняшнего дня сюр-музея.
Развалу музея предшествовала катастрофа в личной жизни Полины. Да и вообще расколами, разрезами, трещинами покрыта вся жизнь главной героини, событиями разделяемая на «до» и «после». Гибель сына, пожар в квартире, смерть соседки, бывшей ей ближе, чем родня, да всяческие появления то бывшего учителя, то бывшего мужа, то назойливого ухажёра, то будущего жениха…
А тут ещё непосредственное участие в музейном VR-проекте, где можно заново проживать жизнь, периодически снова и снова меняя её ход в ключевых точках. И каждый раз героиня с удивлением рассматривает результат!
Этот приём, позволяющий героине буквально проживать калейдоскопно-альтернативные версии своей судьбы, говорит нам о том, как решения и поступки из прошлого формируют личность и восприятие настоящего. Этот аспект становится ключевым, так как Полина вынуждена заново переоценивать людей и события, осмысливать, как её собственные поступки могли повлиять на её жизнь и на жизнь окружающих её людей.
Особое внимание стоит уделить образу Петербурга, ставшего не просто фоном, но и полноправным участником истории. Музей с его игровыми автоматами, создающий атмосферу ретро и технологических новшеств, – метафора времени, в котором прошлое и будущее соединяются для размышления о том, что значит быть собой в постоянно меняющемся мире.
Основная идея романа – как влияет прошлое на настоящее и будущее человека. Через виртуальную реальность – реальность, созданную ИИ, приходящую на смену настоящему, Полина, получает возможность погружаться в прошлое и вновь проживать ключевые события, изменяя свои решения. Эти цифровые «путешествия» становятся символом человеческого стремления переосмыслить произошедшее и освободиться от сожалений. Роман поднимает философский вопрос о том, как наши воспоминания и альтернативные версии событий могут изменить восприятие реальности и нас самих, помогая найти гармонию и понять смысл жизни в условиях современного мира.
Юрий Иванов, редактор
Другие новости
Иоанн Безземельный, Эдуард Третий и Ричард Второй глазами Шекспира
Задача трёх тел
АРОМАТ СОЛНЦА