25.05.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Гроза. Искушение» по Островскому в театре Гоголя

«Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. Она не бытовая, в ней есть элемент условности, фантасмагории.

Мне кажется, эта пьеса может играться и как театр абсурда, и как фантастический реализм. Для меня в «Грозе» главная тема — искушение как способ уйти от болезненной реальности. На мой взгляд, сегодня любая классика должна интерпретироваться ярко, остро, актуально. В моей «Грозе» я говорю о тех же самых страстях, которые волновали людей 200 лет назад и продолжают волновать сегодня, потому что по природе своей человек не меняется. По сути, в основе «Грозы» – библейский сюжет, который может быть интересен зрителю любого возраста», – говорил журналистам перед премьерой режиссер Антон Яковлев.

Хрестоматийная пьеса классика отечественной литературы в интерпретации режиссера и труппы спектакля – это мистическая драма с элементами трагифарса. А начинается все на сцене театра Гоголя совсем уж «осовременено до неузнаваемости»: броуновское движение артистов среди нагромождения лавок с муравейниками, периодическими поездками на супер современном велосипеде Тихона, и как апофеоз – дезактивацией всего пространства сцены тремя женскими персонажами постановки. Извините, но либо я сильно стар, либо я совсем не современен, либо не понял замысел режиссера.

Дальнейшее действо – это сплошные противоречия в характерах и поведениях героев Островского. А главной темой премьерного спектакля на Основной сцене является искушение, которое помогает героям уйти от болезненной реальности. Именно это слово и добавлено в название спектакля.

Прощение, о котором говорит Тихон (по-актерски «тихий» Марк Бурлай), что сам не без греха и готов простить измену жене, но боится гнева деспотичной матери – тот самый триггер, на мой скромный взгляд, который и «раскручивает» всю постановку. Сама Кабаниха (непревзойденная игра Ольги Науменко) также не без греха, хотя бы ее всепоглощающая любовь к сыну, которая «затмевает» глаза и разум. И главная героиня – Катерина (изумительно талантливая Любовь Константинова) со своими метаниями: муж или Борис (чувственный Илья Антоненко), любовь или ненависть, жизнь или смерть. Есть еще и «черт в табакерке» – Варвара, сестра Тихона (Алена Гончарова/Марина Свирид), уговаривающая Катерину поддаться порочной любви.

И вот тут-то и «понадобился» тот самый муравейник, как образ человеческого бытия и структуры, позволяющий задавать-отвечать на вопросы: Искушение является спасением? Есть ли границы у личной свободы? Нужно ли жить чувствами, а не умом? Нужно ли нарушать правила и пытаться жить иначе? Зритель в зале – по идее – и должен «увидеть-услышать» ответы на эти самые вопросы, посмотрев премьеру в театре Гоголя.

И всех их «спасает», или нет – самоучка Кулигин (импозантный Дмитрий Высоцкий), который мечтает изобрести вечный двигатель и принести пользу человечеству. Получится ли у него примерить героев постановки, обретут ли они покой и счастье – все это в финале спектакля.

Вместе с режиссером над постановкой работали художник-постановщик Мария Митрофанова, художник по костюмам Тамара Эшба, композитор Андрей Зубец, хореограф Александра Рудик. В спектакле играют в разных составах Любовь Константинова, Народная артистка России Ольга Науменко, Заслуженный артист России Олег Гущин, Илья Антоненко, Марк Бурлай, Андрей Кондратьев, Мария Свирид, Дмитрий Высоцкий, Сергей Муравьев, Антон Лызо, Егор Попов, Андрей Ребенков, Анна Александер, Виктория Кизко.

Выходя после просмотра, зритель точно будет размышлять не над тем, о чем я написал во втором абзаце, а над сутью: важно быть услышанным и внимательным друг к другу, и только тогда можно ЖИТЬ и ЛЮБИТЬ.

https://mospravda.ru/2023/05/22/687008/