13.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Завершился XXII Московский Пасхальный фестиваль

Сразу двумя концертами в Большом зале Московской консерватории финишировал в день Великой Победы Пасхальный фестиваль, основанный и возглавляемый Валерием Гергиевым, по традиции взяв старт в Светлое Христово Воскресение. И подтвердил репутацию самого масштабного из «путешествующих» форумов классической музыки в мире.

Почти четверть века назад фестиваль задумывался исключительно как событие московское, но уже очень быстро благодаря энергии Валерия Гергиева он превратился во всероссийский проект. Сегодня у фестиваля есть собственный поезд, на котором музыканты путешествуют по стране, успевая давать, как правило, по два (а иногда по три) концерта в день в разных городах. И не стоит удивляться, если у фестиваля появится и свой персональный самолет.

На сегодняшний день у Пасхального фестиваля три независимые друг от друга программы. В Хоровой в этом году участвовало почти три десятка коллективов: церковные и филармонические, фольклорные и театральные — любительские и профессиональные, представляющие самые разные российские города. А в основе Звонильной программы — пасхальный колокольный звон православных храмов. Афишу нынешнего фестиваля составили и 35 общедоступных концертов колокольной музыки от Москвы до Новосибирска.

Но смыслообразующей структурой фестиваля, безусловно, является Симфоническая программа: ведомый Валерием Гергиевым оркестр Мариинского театра в рамках нынешнего пасхального тура дал 36 концертов от Красноярска до Петербурга, побывав в Сибири, на Урале, в Поволжье и на Черноземье. Ныне оркестр и Маэстро путешествовали без поддержки (пианист Денис Мацуев присоединялся к фестивалю только в столицах). Самое ценное то, что во многих городах, где выступают мариинцы, нет ни консерваторий, ни оперных театров, а иногда даже собственных симфонических оркестров. И для регионов, в отличие от избалованных столиц, часто фестивальный блиц — это единственная возможность соприкоснуться с настоящим высоким искусством.

Чаще всего на фестивале, конечно, звучала музыка Глинки, Чайковского и юбиляра Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Но Гергиев не был бы Гергиевым, если бы не представлял в российской провинции нечто уникальное. Так, например, в Альметьевске была исполнена «Шотландская» симфония, а в Твери, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Перми, Самаре и в Нижнем Новгороде — «Итальянская» симфония Мендельсона. Музыка Бартока из балета «Чудесный мандарин» звучала не только в Москве, но и в Саранске. А «Романтическая» (Четвертая) симфония Брукнера — в Казани, Тюмени, а Пятая симфония композитора — в Красноярске и Челябинске.

Главным событием Пасхального фестиваля-2023 стал гала-концерт в Санкт-Петербурге по случаю, как говорилось в афише, десятилетия Новой сцены Мариинского театра. На самом деле все, кто имел возможность, собрались в Северной столице, чтобы поздравить с 70-летием Валерия Гергиева. Вечер, что длился два с половиной часа без антракта, оказался большой загадкой. И дело не в том, что начало торжества задержали на час…

Ради такого события объединились традиционно недолюбливающие друг друга балетная и оперная труппы, а Валерий Гергиев так и не появился ни в оркестровой яме, ни на сцене. Публика в недоумении, которое только усиливалось от «неловкого» звучания оркестра под руководством дирижеров-ассистентов, наблюдала за дивертисментом происходящем в свете рампы. Сцена Новой Мариинки одна и самых технически оснащенных. За десять лет в «Мариинском-2» состоялось более 3,5 тысячи спектаклей и концертов, на которых побывало более 5 миллионов зрителей. Здесь началась репертуарная жизнь 76 оперных и балетных постановок: на большой сцене были представлены 52 спектакля, еще 24 — в пяти камерных пространствах этого грандиозного «мультиплекса». А сцену без всякой трансформации в праздничный день украшали лишь тканевые занавесы, будто взятые из Исторических интерьеров Мариинского театра.

И балет, и опера были представлены только суперхитами. В па-де-де из «Дон Кихота» блеснули красавица Рената Шакирова и феноменальный Кимин Ким. На сцене появилась и прекрасная Диана Вишнева. В дуэте с Константином Зверевым она станцевала знаменитый дуэт с бесконечным поцелуем из балета Прельжокажа «Парк».

Парад вокальных номеров начал Алексей Марков арией Мистера Икс из «Принцессы цирка», потом последовали Екатерина Семенчук с «Хабанерой» и Ильдар Абдразаков с куплетами Эскамильо из «Кармен», а Хибла Герзмава исполнила арию Сильвы из «Королевы чардаша». Но почему в этот вечер звучали горловое пение, монгольская песня и опус от Петра Дранги, как и то зачем с неуклюжим номером появилась мариинская молодежь, осталось непонятным.

Но Страдивари-ансамбль сыграл прелестную фантазию на тему Happy Birthday, а его руководитель и первая скрипка Мариинского оркестра Лоренц Настурика-Гершовичи сказал однозначно: празднуем юбилей Маэстро!

К этому моменту зал уже «рассекретил» Валерия Гергиева, наблюдавшего за концертом из центральной ложи. И в финале вечера публика, развернувшись к сцене спиной, устроила юбиляру десятиминутную овацию! Маэстро кланялся и смущенно, но счастливо улыбался.

https://rg.ru/2023/05/10/zavershilsia-xxii-moskovskij-pashalnyj-festival.html