События, пережитые нашей страной за последние годы, и стали поводом для премьерного спектакля «Настоящие». А точнее — литературно-музыкальной постановки, в которую были собраны истории и поступки обычных людей, ставших новыми героями наших дней. Может быть, даже и неожиданно для самих себя. Какие-то из стихов, попавших в «Настоящих», были написаны в Донбассе, в новых регионах России. И их авторы — Анна Ревякина, Марк Лешкевич, Антон Шагин и другие выходили теперь на сцену МХАТа имени Горького в новом проекте арт-кластера «Таврида». И в одних эпизодах «Настоящих» некоторые зрители не могли удержаться от слез, а в других переполнялись гордостью и, наверное, тоже задумывались о том, на какие добрые и гражданские поступки могут отважиться уже и они сами.
Ярко освещенная комната и поэт, вглядывающийся в темное окно, декорации разных комнат и квартир, и снова стихи, мысли уже следующих авторов. А затем уже — синее небо на дальнем плане в очередной поэтической сцене и новый неравнодушный поэт. Жанр этой постановки точнее всего определить как документальный спектакль о времени и о себе — в стихах, сопереживаниях и размышлениях. И хорошо, что в «Настоящих» решили собрать самых разных авторов. И уже подумать про 2020-е всем вместе. Правильно поэтому, что главных действующих лиц оказалось так непривычно много — более 25 человек: поэты, певцы, актеры, писатели Захар Прилепин и Олег Рой…
Выходил на сцену и хор в простых повседневных одеждах, да и спел он без исполнительских трафаретов большого искусства, а предельно откровенно, без красивостей, так, как мы сами порой поем за столом или на праздниках — без самолюбования и бравирования эталонными голосами. Искренность и выстраданность в такие певческие минуты важнее виртуозности.
Жанр этой постановки точнее всего определить как документальный спектакль о времени и о себе — в стихах, сопереживаниях и размышлениях
В итоге замечательно, что пафоса или гламура эта постановка избежала. Доверительные, а не площадные и трибунные интонации в ней победили, да, наверное, и были главной задачей режиссера-постановщика и участников «Настоящих». Так, собственно и должно было быть. Те, кто на сцене, — читали стихи, говорили или пели о сокровенном, выстраданном, а не отчитывались или не рапортовали перед начальством… А мы — те, кто в зале — думали вместе с ними. О том, как нам всем жить дальше, чтобы беречь гордость, честь, друг друга, чувствовать себя счастливыми…
Конечно, SHAMAN спел и один из главных своих хитов «Встанем». Он вышел на сцену не в своем привычном концертном костюме, а в обычной, почти повседневной одежде. Может быть, в ней и ездил выступать в Донбасс, в Луганск, Новороссию. Он пел в этих новых регионах со сцены, а однажды, по велению души, просто на полянке в паре сотен метров от Запорожской атомной станции, которую накануне обстреливали. Пел и говорил с рабочими станции без микрофонов и концертного света, а под обычную гитару.
И эта повседневность, искренность и откровенный разговор между неравнодушными людьми — тоже стали приметами «Настоящих». Хочется, чтобы эта постановка потом поехала в тур по стране. Может быть, уже и с другими ее участниками на сцене… На вопрос обозревателя «РГ» о том, может ли это случиться, организаторы пока не ответили. Но они, конечно, знают, что и в других российских городах тоже много неравнодушных и талантливых поэтов и музыкантов.
Другие новости
110 лет назад родился Владимир Зельдин. Вспоминаем пять его самых ярких образов
МЕДИЦИНСКИЙ КЛОУН ПРОВЕДЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Почему премьера проекта «Две Анны» может стать одним из ярчайших событий сезона