19.05.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Венеция 2022: «Афина» — греческая трагедия в современном мире

2 сентября на 79 Венецианском кинофестивале прошла премьера полнометражного фильма Ромена Гавраса «Афина», снятого по заказу стримингового гиганта Netflix. Ромен Гаврас, обладатель нескольких наград Эмми, более известен своими работами в музыкальной индустрии. «Афина» посвящена сложным взаимоотношениям мигрантов и властей в современной Франции.

Как и предыдущие картины Гавраса, «Наш день придет» и «Мир принадлежит тебе», «Афина» — современная вариация греческой трагедии. Сценарий написан режиссером в соавторстве с Ладжом Ли, лауреатом Приза жюри Канн и номинантом на Оскар за драму «Отверженные» — также посвящённую жизни в маргинальных районах Парижа и перманентному конфликту полиции с местными жителям. 

Фильм снимали в районе Parc aux Lièvres на парижской окраине. Режиссер выбрал этот спальный район за то, что, по его словам, он похож на «укрепленный замок», а также за «вневременную атмофсеру», которая присутствует там вопреки «очень современной среде».

Фильм начинается со сцены собрания в местном полицейском участке. Только что вернувшийся из «горячей точки» военнослужащий Абдель (Дали Бенссала) выступает перед представителями диаспоры с речью, из которой мы узнаем, что его младший брат, подросток, был убит. Видео, ставшее вирусным, свидетельствует, что виновата полиция. Абдель пытается успокоить своих соседей и родственников, объявив, что власти обещают провести исчерпывающее расследование, найти и наказать виновных. Как только Абдель договорил, его второй брат Карим, начинает заранее спланированные беспорядки в полицейском участке, вместе с группой юношей, горящих желанием отомстить, захватывает сейф с оружием и победно возвращается в свой район, который называется «Афина». Беспорядки вскоре превращают «Афину» практически в зону боевых действий, и противостояние местных янгстеров с полицией, а братьев между собой.

Абдель опустошен убийством своего брата, но полон решимости следовать правилам, чтобы убийцы были найдены и привлечены к ответственности, а более молодой и горячий Карим просто хочет сжечь все дотла. Есть еще четвертый брат, наркодилер по имени Моктар, который во время беспорядков пытается спасти свой криминальный бизнес. Разность мотивов и целей людей в конфликте – одна из тонко подмеченных деталей в работе Гавраса.

«Мы задумали этот фильм как оперу и выстроили оперную хореографию, но делали это в очень реалистическом ключе, чтобы подобная хореография не была заметна зрителю», — сказал Гаврас изданию Deadline, — «Мы старались наложить сильный символизм почти мифологических кадров на реалии современности, чтобы создать ощущение вневременного конфликта».

К сожалению, хореография слишком заметна, а вот с реалистичностью в «Афине» есть некоторые проблемы. Из-за большого количества пиротехники и клиповых сцен с патетической музыкой возникает ощущение театральности происходящего. Красивая метафора – Франция, готовая взорваться как дом, наполненный газом, из-за классовых и социальных противоречий считывается, но не вызывает сильных эмоций.

Фильму еще до показа в Венеции прочили стать претендентом от Франции на Оскар в номинации лучший международный фильм. Однако, после ряда не очень хороших рецензий и достаточно прохладного приема со стороны фестивальной публики все может измениться.

Фильм создан компаией Iconoclast Films специально для Netflix. Стриминговый сервис значительно увеличил инвестиции во французскую киноиндустрию после вступления в силу директивы местных властей, обязывающей иностранные стриминги тратить 20%-25% доходов во Франции на производство местного контента. Европейский релиз картины на Netflix намечен на 23 сентября.

https://www.proficinema.ru/questions-problems/reviews/detail.php?ID=359367