В Парке Горького в Москве стартовал фестиваль искусств «Горький в Парке Горького». Он проходит в рамках масштабного фестиваля «Горький+», который уже прошел в Казани и Нижнем Новгороде, двух городах, с которыми связаны детство и юность великого русского и советского писателя.
В этом году мы отмечаем 155-летие со дня рождения Максима Горького. Но сама по себе эта не слишком круглая дата не объясняет поистине феноменальный интерес к личности и творчеству Горького со стороны представителей самых разных искусств, который наблюдается сегодня. Только в рамках казанского и нижегородского фестивалей прошло около ста шестидесяти мероприятий: шоу, концерты, спектакли, цирковые номера, различные выступления аристов, певцов и даже рэперов.
Горький невероятно интересен как личность, которая ознаменовала собой свою эпоху
Такое впечатление, что о Горьком неожиданно вспомнили и изумились: да это же совсем не скучный и тягомотный «пролетарский писатель», «основоположник социалистического реализма», которого навязывали в советского время, называя его именем все парки культуры и добрую половину драмтеатров в стране, псведонимом которого когда-то заменили название Нижнего Новгорода, заставляли в школе зубрить «Песню о Буревестнике» и разбирать на уроках не лучший его роман «Мать». Это, оказывается, очень и очень крутой писатель, абсолютно созвучный нашему времени!
Феномен невероятного интереса к Горькому сегодня нельзя объяснить только поддержкой фестиваля со стороны столичных и региональных властей, хотя это тоже очень важно. Горький действительно стал актуален. Свидетельством тому целый марафон спектаклей молодых режиссеров, который прокатился по столичным и областным театрам. Не только канонические «Мещане» и «На дне», но и «Дачники», и «Дети солнца», и театральные версии ранней прозы — от «Старухи Изергиль» до «Коновалова» и рассказа «Двадцать шесть и одна».
Но не только творчество Горького, особенно раннее, романтическое, вдохновляет современных театралов и представителей других искусств. Горький невероятно интересен как личность, которая ознаменовала собой свою эпоху, от Серебряного века до первых десятилетий советской власти.
Cамая крупная общественная и культурная фигура конца XIX первой трети ХХ века. Влияние его на умы и настроение интеллигенции рубежа веков было громадным, даже если его критиковали и не принимали. Достаточно сказать, что о нем так или иначе (в статьях, письмах, дневниках) отозвались все заметные представители Серебряного века и первых десятилетий советской власти.
Фестиваль открылся диспутом «Несвоевременный Горький», в котором приняли участие народный артист России, руководитель Театра Наций и арт-директор фестиваля «Горький+» Евгений Миронов, театральный критик и основатель фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, историк театра Николай Песочинский, режиссеры Елизавета Бондарь и Евгений Марчелли и ваш покорный слуга. Модерировала встречу Оксана Ефременко. В течение более часа мы говорили о личности Горького и его значении для современного театра. Все сошлись во мнении, что Горький — личность космического масштаба и что его пьесы буквально взорвали современный театр, а в причинах этого еще будут разбираться театроведы.
Вечером на открытии фестиваля показали спектакль «Фабрика счастья» и шоу на воде «Мерцания. Легенды о Данко», поставленное режиссером Юрием Квятковским, композитором Николаем Поповым и драматургом Михаилом Дегтяревым. Этот музыкальный перформанс состоялся на Пионерских прудах. Творческая группа исследовала архетип героя с помощью инструментов площадного театра, оперы и нейрофизиологии. В течение часа зритель услышал и увидел 8 музыкальных картин на воде, посвященных разным аспектам подвига и мифа.
Фестиваль продлится до 20 августа. Вход бесплатный, по регистрации. Следите за афишей.
Другие новости
Лучшим отечественным певцом этого года опрошенные россияне назвали Shaman (Ярослава Дронова). Лучшей певицей остаётся Полина Гагарина.
Анна Asti выбрала новое направление в работе
Новый концертный сезон при поддержке «Роснефти»