25.05.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Московской филармонии открывается цикл музыки из бывшего СССР

Три концерта (19 апреля, 19 мая и 19 июня) в зале Чайковского представят крупный совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова под названием: Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР. Программы нового цикла посвящены духовным сочинениям советских композиторов эпохи Второго авангарда.

Само название проекта отсылает к сборникам «Музыка из бывшего СССР», посвященным композиторам советского андеграунда. Составленные музыковедом Валерией Ценовой в 90-е годы, эти книги стали в то время знаковым событием в музыкальной жизни и были переведены на многие языки. Большинство героев из этих сборников фигурирует в афишах концертов цикла, где будут звучать хоровые сочинения Эдуарда Артемьева, Валерия Арзуманова, Петериса Васкса, Андрея Волконского, Александра Вустина, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова, Леонида Десятникова, Виктора Екимовского, Алемдара Караманова, Николая Каретникова, Александра Кнайфеля, Анатолия Королева, Владимира Мартынова, Георга Пелециса, Арво Пярта, Николая Сидельникова, Дмитрия Смирнова, Альфреда Шнитке.

Само рождение советского авангарда второй волны (первая волна относится к 1910-1920-м годам) связано, прежде всего, с хрущевской «оттепелью», сменой умонастроений в обществе после смерти Сталина и стремлением творческой интеллигенции освоить все, что было сделано на Западе за десятилетия «железного занавеса». Между тем музыка Второго авангарда предстанет в зале Чайковского в нестандартном репертуарном ракурсе: духовная музыка из бывшего СССР. Это уникальное явление в русской культуре второй половины XX — начала XXI века, которое еще предстоит осмыслить. Многие советские композиторы, так называемые шестидесятники и семидесятники, были глубоко верующими людьми, разными путями пришедшими к Богу. Это в том числе объясняет их независимую позицию по отношению к идеологемам официальной культуры Советского Союза.

Духовная музыка из бывшего СССР — это широкий взгляд на традицию, пропущенную через вариации композиторских техник ХХ века во всем их многообразии. Это диалог и с церковным опытом Запада и Востока, и с музыкальной архаикой, и с самыми разными направлениями музыкального авангарда современности. В трех концертах цикла прозвучат духовные «неоканонические» сочинения на богослужебные и свободные религиозные тексты для хора a cappella, а также с включением различных инструментов — по сути, это лучшие образцы нового хорового искусства последних десятилетий.

В исполнении этих сочинений заняты ведущие хоровые коллективы, специализирующиеся на современной музыке: вокальный ансамбль Intrada (дирижер — Екатерина Антоненко), ансамбль Questa Musica (дирижер — Филипп Чижевский), хор Госкапеллы России под управлением Валерия Полянского, впервые исполнившего и записавшего ряд произведений цикла. Все концерты цикла будут сопровождаться подстрочным переводом и оригиналами текстов на церковнославянском и латыни.

Кстати

В первой программе цикла, 19 апреля, вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко исполнит сочинения Эдисона Денисова («Свете тихий»), Николая Каретникова (Восемь духовных песнопений. Памяти Бориса Пастернака), Андрея Волконского (Псалом 148 Laudate Dominum), Арво Пярта («Два славянских псалма»), Алемдара Караманова (Stabat Mater : № 2), а также сочинения Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Николая Сидельникова.

Справка «РГ»

Фонд Николая Каретникова занимается изучением наследия Николая Каретникова и других композиторов-нонконформистов, поддержкой и популяризацией новой и новейшей музыки и наследия советского неофициального искусства 1950-х — 1980-х годов.

https://rg.ru/2023/04/13/reg-cfo/v-moskovskoj-filarmonii-otkryvaetsia-cikl-muzyki-iz-byvshego-sssr.html