23.02.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Краснодаре прошел Всероссийский музыкальный фестиваль «Российская культура: Сергей Рахманинов»

Музыкальная карта нашей страны пополнилась еще одним городом, который подхватил эстафету празднования 150-летия Сергея Васильевича Рахманинова. В Краснодаре состоялся Открытый Всероссийский музыкальный фестиваль, посвященный одновременно юбилею великого композитора и Году педагога и наставника, объявленному президентом.

Организаторы — культурный фонд отечественного искусства «Классика XXI» и Государственный академический Кубанский казачий хор — провели ряд концертов, образовательную программу для молодых музыкантов, творческие встречи с приглашенными артистами и научную конференцию. В один их самых южных регионов России приехали именитые солисты и оркестры, которые делились своим мастерством с местной публикой. Три дня фестиваля стали грандиозным подарком для всех, кому небезразлична российская культура — краснодарским меломанам, которые не имеют возможности часто слышать московских солистов, студентам музыкальных учреждений, которые мечтают выйти на большую сцену.

Концертная программа фестиваля включала в себя, конечно же, сочинения Рахманинова, которые звучали со сцены Центрального концертного зала — площадки Кубанского казачьего хора (в фойе можно было ознакомиться со славной историей коллектива).

Главным действующим лицом этого масштабного приношения Рахманинову стала Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского: музыканты сопровождали выступления солистов два вечера подряд. Фестиваль открыла восходящая звезда фортепианного искусства — Валентин Малинин, лауреат II премии прошедшего конкурса Чайковского. Неудивительно, что именно об этом состязании было больше всего вопросов на творческой встрече с молодым пианистом в Камерном зале Краснодарского института культуры, равно как и о том, как в принципе достичь такого статуса. На концерте Валентин исполнил главный рахманиновский «хит» — Второй фортепианный концерт, в своей индивидуальной тонкой манере, завершив выступление внезапным бисом — «Смертью Изольды» Вагнера в транскрипции Листа.

Впрочем, большую часть программы-открытия заняла хоровая музыка Рахманинова. Сначала Филармоническая капелла «Ярославия» и Академический хор Краснодарского музыкального колледжа имени Римского-Корсакова представили «Три русские песни» — стройность и точность звучания не нарушило даже досадное падение партитуры с пюпитра у дирижера Станислава Калинина. А потом хор Госкапеллы устроил сакральное погружение в мир «Всенощного бдения», наполнив каждый звук, каждое слово этого великого сочинения особым смыслом.

На втором вечере фестиваля гостям из столицы показали главное достояние Кубани — Кубанский казачий хор, который уже много лет возглавляет народный артист РФ Виктор Захарченко. Две его песни, посвященные родине, артисты спели перед началом «основной программы», покорив не только своими уникальными голосами, но и роскошными казачьими костюмами. Эстафету вокального искусства продолжили солисты Мариинского театра, Большого театра, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Музыкального театра имени Шаляпина, музыкального театра ТО «Премьера»: Аскар Абдразаков, Елена Зеленская, Кирилл Золочевский, Павел Шнипов, Сергей Ермоченко. Каждый из них выходил на сцену с романсами Рахманинова — лирические миниатюры складывались в единое театрализованное целое, вызвавшее восторг публики. Обрамляли этот мини-концерт два знаковых фортепианных произведения Рахманинова — Третий концерт и «Рапсодия на тему Паганини», которые блистательно исполнила всеобщая любимица, пианистка Екатерина Мечетина. На творческой встрече накануне она делилась воспоминаниями о студенческих годах, своем педагоге Сергее Доренском и спокойно отвечала на вопросы о личной жизни.

Фестиваль включал в себя также образовательный кластер — серию мастер-классов от профессоров Московской, Санкт-Петербургской, Ростовской и Астраханской консерваторий, созданную в рамках авторской программы «Наставничество» фонда «Классика XXI». Ее участниками стали молодые музыканты из разных регионов России, которые были выбраны из 4500 человек на этапе отбора. Фортепиано, духовые инструменты, академический вокал, хоровое дирижирование, теория и история музыки, искусство балета — в каждой из этой категории со студентами занимались приглашенные эксперты, специалисты в своей области. Музыковеды знакомились с авангардной музыкой и современным сольфеджио, пианисты перенимали секреты исполнительства от маститого педагога Сергея Осипенко, воспитавшего победителя конкурса Чайковского Сергея Давыдченко, вокалистам ставил «аппарат» худрук Башкирского театра Аскар Абдразаков.

Стоит ли говорить о том, какая уникальная возможность была предоставлена молодежи, не избалованной такими наставниками. Акцент на образовательной программе в рамках фестиваля неудивителен. Главный организатор и инициатор его проведения — студент Московской консерватории Алексей Пугачев, хоровой дирижер, который делает фантастические для своего возраста (21 год) проекты в области искусства, с неукротимым энтузиазмом продвигает культуру родной Кубани.

Открытый Всероссийский музыкальный фестиваль «Российская культура: Сергей Рахманинов» завершился торжественной церемонией закрытия и гала-концертом экспертов и участников образовательного кластера, символически подводя итог увлекательного взаимодействия старшего и младшего поколения исполнителей. Проект фонда «Классика XXI» стал отличным заделом тому, чтобы Краснодар стал еще одним культурным академическим центром нашей страны. Теперь краснодарцам остается надеяться, что фестиваль продолжится и без привязки к юбилею Рахманинова.

https://rg.ru/2023/12/12/v-krasnodare-proshel-vserossijskij-muzykalnyj-festival-rossijskaia-kultura-sergej-rahmaninov.html