24.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Каннах появился новый фаворит — Аки Каурисмяки

На Каннском фестивале появился новый фаворит, вышедший на первое место в здешних рейтингах. Это «Опавшие листья» финского классика Аки Каурисмяки — камерная, непривычно скромная по метражу (81 минута) трагикомедия о двух заблудших душах в поисках друг друга.

В каннской прессе уже проводят параллели финской новинки с самым первым лауреатом «Золотой пальмовой ветви» (1955) — подобной же американской драмой «Марти», в которой Эрнест Борнайн и Бетси Блэр играли двух одиночек в надежде найти родственную душу. Фильм Каурисмяки в такой же мере ироничен, пронзителен, и от него веет теплом. Его уже называют «настоящей жемчужиной» и главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь».

«Опавшие листья» рассказывают о двух одиноких людях, их случайной встрече и последующих непростых отношениях. Альма Певсти в роли Ансы, незамужней женщины средних лет, продавщицы супермаркета, увядшей, потерявшей надежды и утратившей интерес к жизни. И Юсси Ватанен в роли Холаппы, сильно пьющего рабочего на стройке в Хельсинки («У меня депрессия, потому что я пью, и я пью, потому что у меня депрессия»). У него есть приятель Хотари, который и пригласит его на караоке в ближайшем баре — с этого все начнется. «Крутые парни не поют!» — осаживает энтузиаста Холаппа, но и он, замороженный, оказалось, ждет человеческого тепла и участия.

Герои фильма катастрофически не устроены в жизни. Ансу увольняют из супермаркета за то, что она пытается вынести просроченные продукты домой вместо того, чтобы их, как положено, выбросить. Работа посудомойкой в баре «Калифорния» тоже оказывается недолгой: босс арестован за торговлю травкой, бар закрывают. В эти критические моменты и происходит судьбоносная встреча с забулдыгой, которого, вдрызг пьяного, пытаются обчистить воришки на автобусной остановке. Еще одна встреча: новый кавалер приглашает даму в кино (их мимолетные «рецензии» на увиденное — отдельный аттракцион фильма Каурисмяки). Новой встрече помешает головотяпство: Холаппа потеряет номер ее телефона, и она будет безуспешно ждать звонка…

Фильм нежен, акварельно тонок в эмоциях, в нем, что непривычно для Каурисмяки, звучит много фоновой музыки — старые ностальгические песни (одна из них — те самые «Опавшие листья»), хард-рок, танго, Шуберт… Рецензенты отмечают особый талант Каурисмяки выбирать типажи, целиком принадлежащие его миру, их лица кажутся невыразительными, эти люди замкнуты в себе, и тем не менее мы каким-то волшебным образом видим, ощущаем драму их душ, их человеческую сущность. Постоянный оператор Каурисмяки Тимо Салминен снова демонстрирует свое исключительное мастерство: всплески великолепного цвета на фоне тусклого быта. Одно только название паба «Калифорния» вызывает в зале смех, когда мы попадаем внутрь мрачного заведения, полного безрадостных мужчин, поглощающих пиво в клубах сигаретного дыма. Единственное цветное пятно — старый музыкальный автомат, играющий финский кавер на «Mambo Italiano».

«В какой-то мере «крутой парень», как иронично характеризует себя герой «Опавших листьев», — это и сам Каурисмяки, чей мир полон суровости и меланхолии, но он всегда ищет пути к утешению, надежде и свету», — считает один из рецензентов картины.

На пресс-конференции Аки Каурисмяки заявил, что новый фильм — это утраченная четвертая часть его трилогии 90-х о рабочем классе («Тени в раю», «Ариэль», «Девушка со спичечной фабрики»). Среди воодушевлявших его мастеров старого кино назвал Годара, Брессона, Чаплина (их постеры там и сям разбросаны по фильму).

https://rg.ru/2023/05/23/v-kannah-poiavilsia-novyj-favorit-aki-kaurismiaki.html