«Золушка» — один из тех вечных сюжетов, которому покорились опера, балет, драма, мюзикл и кино. Считается, что впервые его прочитали на египетских папирусах. С тех пор история о девочке, вознагражденной за душевную чистоту и бесценную способность любить, не отпускает постановщиков всего мира. У нас ее прославил Евгений Шварц, а во Франции, как известно, поэт и сказочник Шарль Перро.
В главной роли в новом спектакле — звезда «Папиных дочек» Елизавета Арзамасова, такая же изящно стройная, как ее предшественница Янина Жеймо из фильма-события «Золушка», мастерски снятого на разрушенном войной «Ленфильме» в 1947 году. Вначале она — бесстрашная пацанка, которая ходит с отцом на охоту. Шуточная сцена, где они вместе стреляют дичь электронной пушкой — «привет» современным школьникам, которые слабо верят, что кроме гаджетов, есть какой-то иной мир. Но как только объявят бал, героиня вспомнит о своей хрупкой душе, поверит в чудо и будет вознаграждена: «Ведь это очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь!»
Подобно тому, как скромный ситцевый занавес в пьесе у Евгения Шварца превращается в бархатный, так же запачканное золушкино рубище обернется кукольно-розовым нарядом (трюк, который зрители будут долго обсуждать после спектакля). Кстати, в вокальных номерах Арзамазова чувствует себя уверенно: актриса периодически записывает синглы и клипы, а ее колыбельную сыну долго обсуждали в соцсетях.
От знаменитой кинозолушки Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро спектакль главного режиссера Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ) Вячеслава Стародубцева пытается дистанцироваться, зато заимствует музыкальные номера. В первую очередь знаменитого «Жука» Антонио Сподавеккиа («Встаньте, дети, встаньте в круг»), под которого беззаботно танцуют гости бала и в фильме, и в спектакле. Зато остальные номера неожиданно заполняет музыка Гершвина и подданные сказочного королевства умело свингуют, шурша расшитыми рюшами платьями, будто сошедшими с иллюстраций «Алисы в Стране чудес» (художник по костюмам Виктория Севрюкова). А платья сестер Золушки Анны и Марианны и вовсе — как будто с полотен Арчимбольдо.
Вообще все три спектакля из новейшей истории МХАТа им.Горького — «Женщины Есенина», «Нежданно-негаданно» и «Золушка» — изобилуют декорациями. Так генеральный директор Владимир Кехман возвращает театру театральность. На занавес проецируются переливающиеся золотом ворота королевского замка. Очаг в опутанном зарослями доме лесничего мирно поблескивает, будто напоминая о надежде на счастье. Фея-крестная (Ирина Линдт) парит над землей, укрытая проекцией голубых космических далей, транслируемых на полупрозрачный занавес. Десятки хрустальных люстр свисают с потолка в бальном зале. А за Золушкой приедет не карета, а гибрид автомобиля и крылатой колесницы в стиле стимпанк. После этой сцены вспоминается, как в Венской опере в «Золушке» на сцену вывезли настоящий кабриолет «Альфа Ромео» — бессмертный сюжет оставляет безграничное пространство для фантазии.
Художником-постановщиком мхатовской «Золушки» стал питерец Вячеслав Окунев, главный художник Михайловского театра, не раз работавший в Мариинском, Вене, Берлине, Глазго, Афинах, Сеуле да и практически по всему миру. Кстати, он — также автор нового занавеса МХАТа (тот, что из нескольких видов шелка, но без легендарной чайки — чайка будет на противопожарном занавесе, который пока еще не изготовлен).
Мачеху в спектакле как будто «очеловечили». Ее сыграла Ольга Хохлова, вложив все свое обаятельное кокетство. Как Золушка трудолюбива, так и ее мачеха каждый день трудится над своим образом — всемогущей светской дамы, которую побаивается даже Король.
Король в исполнении Ивана Рыжикова — еще одна удача спектакля. Импульсивный, с лукавым прищуром он будет отрекаться от престола, потому что не все его подданные счастливы (имеет право, королевство-то сказочное, а он — сказочный король), заламывать руки и грозиться уйти в монастырь. А обладательницу изящной ножки, чтобы примерить светящуюся туфельку, будет искать в зрительном зале.
Текст Евгения Шварца за редкими исключениями постановщики сохранили. Поэтому в спектакле прозвучит такое забытое: «Связи связями, но надо же и совесть иметь. И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
Кстати, спектакль заявлен для семейного просмотра, и его хронометраж учитывает неспособность детского внимания удерживаться: три действия по 25 минут, а между ними — антракты по полчаса, которые можно потратить на изучение обновленных зрительских зон. Света в них больше, ковролин стал на пару тонов светлее, а буфет с зеркалами в позолоченных оправах и бархатными диванами в модном изумрудном цвете приобрел все признаки гламурного кафе (такого во МХАТе им. Горького никогда не было).
Другие новости
В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. ЩУКИНА УСТРОЯТ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР СЕРГЕЯ БУРУНОВА
В Москве представили мюзикл «Последняя сказка» с верблюдами и ковром-самолетом
Взрослая клоунада: Чем удивят в новом «Театре на Цветном»