22.02.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Стихотворчество жизни

Я глубоко уверен, что мы сегодня живем в эпоху рассвета русской поэзии как литературного приема. Уверен и неоднократно это утверждал публично. Поэтому повторюсь.

Да, я согласен, что что совсем немногие современные стихотворцы по качеству текстов сравнятся с авторами XIX века – будь то Пушкин, Лермонтов или более поздние Тютчев, Фет, Полонский. Тем более мало кто поднимается до уровня гениев Серебряного века – Блока, Гумилева, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Хлебникова, Мандельштама и т. д. Однако именно сегодня поэзия, точнее стихосложение стало массовым, почти что всенародным достоянием. Вот даже в оттепель 60-х, когда поэты собирали полные залы и чуть ли не стадионы, — сколько было таких поэтов? Вознесенский, Евтушенко, Рождественский да Ахмадулина… Конечно, были прекрасные поэты-фронтовики. Но они стадионов не собирали…

А вот именно сейчас невероятно много тех, кто не только готов читать и слушать стихи, много тех, кто стихи пишет. Как говорится, много поэтов хороших и разных… Всех возрастов – от двадцатилетних до пожилых… Всех направлений – лирики, патриоты, иронисты, парадисты, философы, бытописатели… Всех форм – от регулярного стиха до верлибра… Да, уровни их не равны. А средний уровень, конечно уступает вышеупомянутым классикам. Но современные поэты часто и не стремятся сравниться с классиками, дня них стихосложение – это образ жизни, способ самовыражения, прием, благодаря которому они хотят быть услышанными, стремятся по мере сил, не побоюсь таких слов, изменить окружающий мир. И это у них как правило получается – многие рано или поздно находят своего читателя.

Вот и Юрий Выборнов из вышеупомянутых. Он, если еще не нашел своего читателя, то непременно его найдет. Хотя для него поэзия – это не самоцель. Его мало интересуют изысканные рифмы и сложные метафоры. Юрий Выборнов использует поэзию для того, что высказать свои философские взгляды, прорисовать и донести до окружающих свою морально-этическую систему. Выборнов из тех, кто пишет, потому не может молчать. Это строки, адресованные тем, кто всерьез задумывается об окружающем мире, об обществе, о человеческих взаимоотношениях. Каждое его стихотворение – это афористичная максима, квинтэссенция мысли.

Свое творческое кредо Юрий Выборнов выражает следующими строками:

Я замахнулся словом, словно палкой,

на злобу нравам нынешнего дня,

немного жаль, что молвил я украдкой,

ещё вчера вполголоса шепча.

Мне жаль, что чествуют отныне,

порочность вознесли на пьедестал,

похабщина, цинизм витают в мире,

безнравственность и алчность – идеал.

С искренним сочувствием и гримасой страдания он констатирует:

Человечеству всё более по вкусу

пошлая монотонность,

искусственное убранство,

цифровая модель и виртуальность жизни,

нежели многообразие природы

в её неисчерпаемых вариациях.

Но есть в этом мире и поводы для оптимизма:

На белом свете школа есть,

в которой школьников не счесть,

по пальцам всех не перечесть…

И кто создал её – бог весть

А имя этой школе – Жизнь!

Зачёт, экзамен – ух, держись!

Решил списать – не торопись!

Шпаргалок нет! Не ошибись!

У жизни призывает учиться Юрий Выборнов, и сам следует этому же принципу. И это выражается в его текстах. Они нисколько не умозрительны – они предельно жизненны. По каждой строчке Выборнова видно, что эти максимы не взяты с потолка, а выработаны реальной жизнью и проверенные ею же. Это стихотворчество самой жизни.

Андрей Щербак-Жуков, поэт, прозаик, критик