Так презентовать выход премьерного спектакля может себе позволить только очень успешный театр.
9 октября в одном из ресторанов состоялся пресс-ланч, посвященный выходу спектакля Театра «МОСТ» и Яндекса — «Пиросмани. Праздник одиночества», режиссером-постановщиком которого выступил Георгий Долмазян, в качестве сценографа впервые предстала нейросеть приложения «Шедеврум».
Именно из-за этой самой нейросети на гастрономическо-театральном вечере и возникла (задавая вопрос, я даже подумать не мог, настолько это заденет представителей театра) дискуссия, в которой приняли участие режиссер Театра МОСТ Георгий Долмазян, директор театра Ирина Большакова и актер Александр Хошабаев, и к которой возвращались несколько раз все три спикера.
А началось все действительно уникально и красиво: в прекрасных интерьерах ресторана приглашенные театральные журналисты и блогеры смогли пообщаться с творческой группой, узнать о концептуальных решениях спектакля – яркого театрального события, анонсированного в год столетия со дня рождения драматурга Вадима Коростылева и 50-летия пьесы «Пиросмани. Праздник одиночества».
«Вадим Коростылев для меня всегда был особым автором, еще советским ребенком я был влюблен в фильмы по его сценариям «Айболит-66» и «Король-олень». С пьесой про грузинского художника Нико Пиросмани я познакомился уже во взрослой жизни, потом как-то увидел гениальную постановку Эймунтаса Някрошюса. А потом, наконец, появились подходящие обстоятельства, в которых может родиться этот спектакль. Когда мы начали работать над постановкой, совершенно случайно ребята из Яндекса, которые запустили новый агрегатор искусственного интеллекта «Шедеврум», посетили спектакль «Достоевская. Сны Анны». Этот спектакль им так понравился, что они захотели создать какую-то коллаборацию, сотрудничество с нашим театром. И это было бы сумасшествием – отказаться от этой идеи, потому что спектакль о художнике, а нейросеть Яндекса тоже становится новым художником», – буквально шокировал журналистов эксклюзивной информацией режиссер-постановщик Георгий Долмазян. Еще бы, первый спектакль в мире, сценографией в котором занимается нейросеть.
Для участников пресс-ланча актеры Александр Хошабаев и Всеволод Гусейнов, занятые в спектакле, в формате импровизации показали несколько сцен из спектакля. Все гости были приятно удивлены логистикой происходящего – артисты буквально между столами демонстрировали те самые фрагменты спектакля. Особенно была хороша сцена встречи русского Петрова-Водкина и грузина Пиросмани, а «вишенка на торте» – ответ первого на вопрос второго о натюрморте.
Возвращаясь к моему вопросу – не заменит ли полностью искусственный интеллект участие человека в таинстве создания театральной постановки, Георгий Долмазян пояснил, что функция нейросети – помогать, предлагать, генерировать визуальные образы, создавать художественный мир произведения. Управление же смыслами происходящего на сцене остается за режиссером.
А руководитель Театра «МОСТ» Ирина Большакова дополнила рассказ о декорационных решениях постановки: «Для сценографии спектакля используются как картины Нико Пиросмани в том виде, в каком они были созданы великим художником, так и генерации «Шедеврума», появившиеся на основе запросов Георгия Долмазяна. Мы видим два полюса, между которыми сотня лет, их взаимодействие, и то, как новый полюс отображает то, что было создано 100 лет назад».
Так, придя на презентацию спектакля, журналисты узнали об уникальном событии в театральном мире – участие в процессе создания постановки нейросети, результат которой можно будет увидеть уже на пресс-показе 1 ноября. Для зрителей все начнется на день позже – на премьерных спектаклях 2 и 19 ноября, 6 и 7 декабря.
Другие новости
Эпоха в лицах
МИХАИЛ ЛЕВИТИН ВПЕРВЫЕ ПОЗНАКОМИТ ЗРИТЕЛЕЙ С БЛАВАТСКОЙ
БЕЗРУКОВ СТАВИТ СПЕКТАКЛЬ-РАССЛЕДОВАНИЕ