В качестве главного и самого интригующего события нынешний фестиваль Нижегородского оперного театра «Стрелка» предложил французский деликатес от Жака Оффенбаха — «Сказки Гофмана». Режиссуру в творческом тандеме с драматургом Алексеем Париным, который фундаментально трансформировал либретто, доверили Елизавете Мороз, а за дирижерским пультом — Дмитрий Синьковский.
«Сказки Гофмана» — ода художнику, который в поиске уязвимого вдохновения увлечен и роковыми женщинами, и алкоголем, и путешествиями. Во всех приключениях его перманентно то ли сопровождает, то ли преследует Муза в образе его наперсника Никлауса. Либретто оперы создано Жюлем Барбье и Мишелем Карре на основе трех гофмановских новелл «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». У Гофмана истории эти значительно мрачнее, чем они представлены в незавершенной опере у Оффенбаха — короля оперетты, автора 102 партитур легкого жанра.
У Гофмана эти истории значительно мрачнее, чем они представлены в опере
Именно внезапный уход Оффенбаха дает постановщикам вполне законную волю к поискам той оперной свободы, что блуждает в лабиринте новых смыслов и чувств. И без того многослойные партитуру и сюжет оперы в Нижнем Новгороде замудрили до такой степени, что мрачность исконного сюжета может показаться невинной шуткой. Тут психика всех действующих лиц деформирована до степени патологии. Для Гофмана, в чьем образе сублимирован образ творца, Олимпия, Антония и Джульетта — не объекты вожделения, а инструмент воплощения художественного замысла любой ценой, даже жизни. И сам успех он воспринимает как фиаско. Вопреки посылу Оффенбаха не находит утешения в искусстве. Итог: безумство и одиночество.
В Прологе и далее в интермедиях звучит специально написанная для спектакля музыка молодого композитора Кирилла Архипова. Эта интрига, наверное, должна была раскрыть новый режиссерский взгляд. В начале спектакля возникает портретная галерея: Леонардо да Винчи, Моцарт, Мария Каллас, Пушкин, Булгаков и Эйнштейн. Но кому из творческих людей не хочется отождествить себя с гениями… И история начинается с безуспешной попытки Гофмана поставить оперу опер — моцартовского «Дон Жуана». Каждый эпизод открывается драматическим монологом: роскошный голос (фонограмму записал руководитель хора musicAeterna Виталий Полонский), как некая высшая сила, вещает о природе искусства от имени собирательных образов скульптора, композитора и модельера — амплуа, в которых себя испытывает Гофман в этой постановке.
Истории, по которым путешествует Гофман как бездомный художник с чемоданом, из которого постоянно кто-то норовит втихаря умыкнуть какой-нибудь артефакт, связаны проходом через маленькую белую комнату, напоминающую то ли кухню ресторана, то ли прозекторскую в больнице. Периодически в верхнем углу декорации (классная работа сценографа Сергея Илларионова) загорается надпись-палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS — «Сеятель Арепо с трудом удерживает колеса»…
И, правда, все образы, и, прежде всего, женские, препарированы без тени смущения и жалости. Кукла Олимпия становится девочкой-маугли, и ее держат в клетке; Антония оказывается певицей, из которой Гофман силой выбивает совершенную ноту, приносящую ей гибель; куртизанка Джульетта — стареющая модель размера size+… И всё это действо приводит в движение не сомневающийся и даже сбегающий с финальных поклонов Гофман, а демон в четырех ликах — Линдорф, Коппелиус, Миракль, Дапертутто.
Гофман в исполнении тенора Сергея Кузьмина — впечатляющее музыкантское событие, которому могут позавидовать лучшие оперные дома мира. Авторское пожелание Оффенбаха единой исполнительницы ролей всех гофмановских возлюбленных актерски обескураживающе воплотила феноменальная сопрано Надежда Павлова, хотя в вокальном плане не обошлось без интонационных погрешностей, уж слишком многого от певицы требует композитор и в плане тесситуры, и тембральных красок голоса.
Условия репертуарного театра требуют нескольких составов солистов. Второй расклад солистов совсем другой. И если Гофман (Сослан Кусов) и возлюбленные (Галина Круч (Олимпия), Мария Калинина (Джульетта), Екатерина Ясинская (Антония), Анастасия Джилас (Стелла), априори проигрывают, то многоликое зло в исполнении Сергея Теленкова и Александра Воронова по большому счету тождественно. Андрогинный Никлаус Наталии Лясковой выглядит очень эффектно, а звучит точнее у Валерии Горбуновой.
Фирменной вдохновенности в звучании оркестра Нижегородского оперного театра La Voce Strumentale под руководством Дмитрия Синьковского не ощущалось. Быть может, оттого что фокус внимания смещен в сторону режиссуры, оставившей без ответов много вопросов. Главный, наверное: откуда у молодого и очень востребованного режиссера (только в этом театре за пару лет — четвертая постановка Елизаветы Мороз) такое всепоглощающее чувство неудовлетворенности и неоцененности. Готическая фантастика «Сказок» тонет в черноте без оффенбаховски светлого и легкого оттенка и обаяния…
Другие новости
ЕГОР ПЕРЕГУДОВ РЕПЕТИРУЕТ ОПЕРУ «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»
Открыт прием заявок на конкурс по присуждению премии за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики в 2025 году
В Старице пройдет первый «Карандаш-фест»