На Новой сцене Большого театра 7 и 8 мая пройдут первые гастроли Севастопольского театра оперы и балета, который дважды представит столичному зрителю свою громкую премьеру — балет «Грозовой перевал». Постановщик — британский хореограф Джона Пол Кук.
У этого спектакля длинная и непростая история. Летом 2024 года в Севастополе в рамках Международного фестиваля «Херсонес» состоялся первый показ двухактного балета «Грозовой перевал» по классическому «исполинскому» роману Эмили Бронте. Событие для города-героя эпохальное, ведь в его бурной 242-летней истории не зафиксировано ни одной мировой театральной премьеры.
Спектакль уникален еще и потому, что является репертуарным «первенцем» Севастопольского государственного театра оперы и балета, грандиозное здание которого возводится на мысе Хрустальный по инициативе президента России Владимира Путина и по проекту архитектора Вольфа Д. Прикса.
Полномасштабная постановка «Грозового перевала» состоялась вопреки логистическим проблемам и организационным трудностям. Само название как нельзя лучше отражало, по выражению губернатора Севастополя Михаила Развожаева, «сложную, буквально прифронтовую обстановку» в городе. К счастью, руководству нового театра удалось воплотить в жизнь замысел соотечественника английской романистки.
Джона Пол Кук, окончив Королевскую школу балета в Лондоне, в статусе премьера танцевал в Баварской государственной опере, был первым солистом МАМТа. Последние несколько лет активен как хореограф. В 2023 году по заказу Севастопольского театра оперы и балета талантливый британец поставил интересные одноактные балеты «Рахманинов. В память» и «Комната ожидания» на музыку современных композиторов. Поэтому его прочтение замешанного на готических ужасах и романтических страстях «Грозового перевала» вызвало неподдельный интерес.
Зрители московской премьеры увидят современный романтический балет, в котором «вольный лишь блуждает дух»
Публика с энтузиазмом отозвалась на танцы, мощно и оригинально сочиненные Джоной. В некоторых эпизодах балета ему удалась новация в пластической передаче скрытных влечений, эмоций и страстей главных героев. А в финальной сцене он возносится к хореографическому абсолюту — «Жизели»: Кэтрин и Хитклифф в бесстрастном единении медленно погружаются в могилу, где им суждено ожидать воскрешения из мертвых.
В севастопольской постановке 2024 года у хореографа не все получилось. По прошествии девяти месяцев он выведет на Новую сцену Большого театра свое окончательно отлаженное многоплановое творение. Раскрыть гармонию структурных форм «Грозового перевала» предстоит известным балетным артистам: приглашенной прима-балерине МАМТа Ксении Рыжковой, прима-балерине театра «Кремлевский балет» Дарье Канделаки, ведущей солистке балета МАМТа Валерии Мухановой, лауреату Премии мэра Москвы Дмитрию Соболевскому, ведущему солисту балета Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Андрею Орлову. В партии Эдгара Линтона выступит сам Джона Пол Кук.
В постановке примут участие также танцовщики из МАМТа и Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, учащиеся Севастопольской академии хореографии. Солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», бас Григорий Соловьев дважды появится на сцене в роли хозяина имения «Грозовой перевал» мистера Эрншо.
Спектакль пройдет в сопровождении Московского молодежного камерного оркестра под управлением приглашенного дирижера Большого театра Артема Абашева.
Зрителям московской премьеры «Грозового перевала» предстоит увидеть современный романтический балет, в котором, по завету Эмили Бронте, «вольный лишь блуждает дух». К счастью, Джона Пол Кук свои творческие «университеты» прошел в постижении искусства Юрия Григоровича, Джорджа Баланчина, Пины Бауш, Уильяма Форсайта. «Танцевальный мир — это как непрерывная цепь знаний и опыта, передаваемых из поколения в поколение, начиная с Петипа. Сейчас, когда Россия стала изолированной в культурном отношении, очень важно, чтобы эта цепь не разрывалась», — уверен хореограф.
Гастроли «Грозового перевала» в Большом театре состоятся в канун великой даты — 9 Мая, когда вся Россия будет праздновать День Победы. А Севастополь — еще и освобождение города от фашистских захватчиков. Сам спектакль Джоны Пола Кука есть своего рода победа творческой воли над обстоятельствами.

Другие новости
Музыкальный театр «Карамболь» из Петербурга представит Москве «Маленького принца»
«Анна Каренина» в Пекине
Размашисто, затейливо, помпезно: Чего ждать зрителю от «Свадьбы Кречинского» в Театре Сатиры