13.07.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Первый в мире Фестиваль юношеских оркестров завершился рождением нового коллектива

Три дня, с пятницы по воскресенье, в московском Парке «Зарядье» проходил первый в мире Фестиваль юношеских оркестров. Придумал его маэстро Юрий Башмет, а воплотить идею с размахом помогло городское правительство. В столицу приехали молодые музыканты из двадцати одной страны, с четырех континентов. «Это была моя мечта, — признался Башмет еще перед открытием, — мне бы хотелось, чтобы юные музыканты через творческий процесс становились чуточку лучше, чтобы их души шли по общей тропе в сторону хорошего. Причем не имеет значения — из дружественной страны они или нет, ведь мы здесь думаем о будущем».

Всего за три дня было дано девять концертов. Один из самых запоминающихся прозвучал под занавес пятницы, когда на сцену Большого Амфитеатра Парка «Зарядье» поднялись музыканты Всероссийского юношеского оркестра — пожалуй, самого амбициозного проекта Башмета. Зрители помнят оркестр по церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи и церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в 2018-м. И вот новый повод для гордости — открывать фестиваль, аналогов которым в мире до сих пор не было. И надо сказать — молодые дарования волновались на репетиции, которая также была открытой и прошла в заполненном зале. Не все шло гладко, однако руководитель оркестра и дирижер Юрий Башмет нашел нужный ключик. «Был такой момент, когда дошли уже до апофеоза в «Ромео и Джульетте» Петра Ильича Чайковского. Я им говорю: представьте себе, что балерина разбежалась, подпрыгнула, крутится в воздухе, а потом партнер должен ее поймать, но вот он отвлекся, и она упала. Вы этого хотите? И они тут же заиграли!» — рассказывал маэстро за кулисами.

Фестиваль юношеских симфонических оркестров мира в дальнейшем будет только набирать обороты

Во время концерта музыканты балерине упасть также не позволили — исполняли виртуозно. Помимо Чайковского зрители услышали фрагмент из «Ромео и Джульетты» Прокофьева и «Симфонические танцы» Рахманинова. И тут можно только аплодировать выбору дирижера — да, материал непростой для молодых, особенно в случае с Рахманиновым, где главная тема — духовные поиски, но в то же время в тех же «Симфонических танцах» много по-настоящему русского. А если учесть, что вечерний концерт проходил на фоне подсвеченных кремлевских стен и куполов, рядом с древней Варваркой, то это бы тот случай, когда музыка, время и пространство идеально совпали. Зрители, кажется, даже не дышали.

Со зрителями фестивалю повезло. Все три дня, несмотря на переменчивость погоды, зал в «Зарядье» был забит до отказа. Всего концерты посетило более 16 тысяч человек. Юрий Башмет говорил журналистам, что одна из его задач — чтобы у юных музыкантов выросли крылья.

Музыканты тем временем то и дело признавались в любви к Москве, а оркестр из Алжира и вовсе под конец своей программы удивил всех исполнением гимна России пиццикато, это когда звук на смычковых инструментах извлекается не смычком, а щипком струны. В восторге был даже маэстро: «Это нечто! Всякое я уже слышал, искореженный английский вариант нашего гимна, другие версии, но я не мог себе представить, что его можно пиццикато играть!». Это было единственное выступление, после которого зрители не скрывали слез восторга.

Словом, музыканты удивляли, как могли: и фрагменты из балета Чайковского «Лебединое озеро» от Арабского юношеского филармонического оркестра, и «Половецкие пляски» музыкантов из Узбекистана, и «Венгерские танцы» Брамса в исполнении Сибирского юношеского оркестра — все это, что еще долго обсуждалось и зрителями, и критиками.

Но главное событие фестиваля прошло в его заключительный день. В самом сердце столицы родился Всемирный юношеский симфонический оркестр, в который вошли лучшие юные музыканты из двадцати стран. Сам Башмет занял место за дирижерским пультом.

Свой первый концерт новый коллектив начал с «Путеводителя по оркестру» Кузьмы Бодрова, но для заглавного исполнения была выбрана симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и Волк». Выступающий в роли чтеца Константин Хабенский называл дирижера волшебником — очень точно.

Фестиваль юношеских симфонических оркестров мира в дальнейшем будем только набирать обороты. Организаторы уже попросили музыкантов в следующий раз привезти в Москву произведения, написанные композиторами их стран специально для выступления в России. По задумке Башмета, мировых премьер на этом фестивале должно быть много. «То, что история нашего музыкального движения только начинается, в этом я не сомневаюсь. А судя по тому, как ребят встретили зрители, мы имеем перспективу мирового процветания. И это не фигура речи».

https://rg.ru/2023/08/22/piccikato-liubvi.html