Рецензия на рассказы Елены Козловой.
Образ пророка, образ героя
Флагами машут издалека…
Но, как и прежде, тема покоя
Благословенна и глубока.
И, оказавшись у поворота,
Там, над стремниной, встань и замри.
Сколько ни длится тема полёта,
Всё возвратится к теме Земли.
Михаил Щербаков
Мама Поля и река Поля. «Мама так и сыплет словечками, как хозяйка медной горы самоцветами. Мудрая она у нас. Палагой зовёт её бабушка, Пелагеей Петровной – на деревне. Поля – так зовёт её наш отец. Мне иногда кажется, что мама не случайно выросла в наших краях, на берегу реки Поля. Имена одинаковые!» Образ матери ассоциируется с природной стихией, спокойной, но полной внутренней силы. Её карие глаза сравниваются с цветом воды в реке (со «ржавинкой»), а коса – с русским караваем, что делает её воплощением простоты и красоты русской женщины. Она одновременно источник тепла и строгой любви. Её взгляд может «испепелить», но в нём столько же доброты, сколько силы. Мать – это земля, река, родной дом. А река – ключевая метафора, которая связывает семью и местность, формирует эмоциональный фон текста. Это мудрый слушатель и старший товарищ, шепчущий свои советы.
Бабушка Клава и учительница Ольга Михайловна Цветаева. Бабушка Клава – один из центральных персонажей, излучающий народную мудрость и харизму. Её образы, манера речи и поведение – это собирательный портрет деревенской старушки, которая становится духовным наставником семьи. Она сыплет пословицами и народными выражениями, выступая в роли хранителя традиций. Её практичность соседствует с глубокой сентиментальностью. Бабушка – это человек, который поднимает дух семьи в самые трудные времена, это символ деревенской Руси, несломленной, но ранимой. Она несёт в себе прошлое, которое влияет на настоящее. А образ учительницы объединяет интеллигентность, доброту и невероятную силу характера. Её уважение в деревне заслужено её моральным авторитетом и заботой о детях. Почтение жителей деревни к ней («гляди на учителку») подчёркивает её уникальную роль.Ольга Михайловна – это хранительница культуры и знаний, её судьба перекликается с судьбой России.
Красный флаг и Командир – худой мундир. Эти образы из рассказа про бабушку Клаву и её участие в революционных событиях подчёркивают характер героини и исторический фон её жизни. Красный флаг, который она несёт, становится символом её решительности, смелости и веры в лучшее будущее. А слова «Командир – худой мундир» – это вовсе не характеристика эдакого «рыцаря печального образа». Прозвище подчеркивает лидерские качества, но при этом уязвимость, скрытую под внешней бравадой. Эти образы связаны с идеей внутренней силы, которую человек может проявить даже в самых трудных обстоятельствах.
Детство и школа. Сцены школьной жизни представляют собой мощный образ молодости, радости и свободы. Школьные уроки превращаются в театральное представление, где каждый ученик раскрывается как личность. Военрук Иван Григорьевич с его «священным автоматом» – одновременно комичный и трогательный персонаж, который остаётся в памяти как символ наставничества.
Образы в прозе Елены Козловой берут свою силу из жизни. Это характеры, которые одновременно типичны и уникальны. Каждый из них несёт в себе важные смыслы: связь с корнями, стойкость духа, мудрость времени. Они будоражат воображение и трогают до глубины души, заставляя читателя видеть за историями не только героев, но и собственные переживания.Юрий Иванов, редактор
Другие новости
Российский книжный союз обсудил, что ждет читателей к 80-летию Победы
Россияне читали больше во время новогодних каникул
Принстонский университет подготовил критическую антологию русской поэзии