24.06.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ, ИЛИ ТРИ ВОПРОСА АВТОРУ

Рецензия на книгу Алексея Хазанского «В лабиринтах Истины». 

«Профессор: И о чем же вы пишете? 
Писатель: О читателях
Профессор: Ну очевидно, ни о чем другом и писать не стоит…» 

Авторский сборник стихотворений – пожалуй, самый некоммерческий вид литературы, но, как ни парадоксально прозвучит, в этом его плюс. Как в свое время и режиссер, и сценаристы, упомянутые в эпиграфе, выживали и крепли под гнетом идеологии, так и нынешних поэтов только закаляет новый гнет – рыночный. Чтобы читатель, отложив в сторону очередное «криминальное чтиво», потянулся за томиком стихов, нужна та привлекательность, за которой – тяжелый ежедневный труд. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Помните? А еще нужна смелость.

Первый и самый главный вопрос читателя – о чем эта книга? Во все времена. «Это про чё?» – спрашивает ребенок в ответ на протянутую книгу, едва научившись читать.

Эта книга – дневник. Вернее, его часть, с 12 октября 2021-го по 5 декабря 2023-го, от далеко не первого мгновения-стихотворения и явно не до последнего. А что такое дневник, как не описание судьбы?

«Не жалей убегающих в вечность мгновений. 

Каждый миг – это пропуск в мир завтрашний твой. 

Радость взлетов и боль неизбежных падений – 

Тот единственный путь, что зовется судьбой». 

(«Судьба»).

Перед нами два года, выплеснутых на бумагу. 

И хотя стихи Алексея Хазанского все же лирика, а не повествование, кажется, что от первой до последней строчки это – книга-путешествие. Точнее – поиск пути. Если Звезда – то путеводная (или призрачная звезда возрожденья?), если путь, то путь Домой, который и радостно тяжел, и мучительно легок. 

«Мальчишка до сих пор во мне живет, 

Но с ним всегда светлы мои дороги».

(«Я верю»).

И даже некоторое бытоописание, истории из жизни, только добавляют стихам реалистичности, сближают автора с читателем, вызывают сопереживание. «В каждой строчке стихов – дней реальных картины» («Картины стихами»).

Авторский способ мироподачи позволяет нам сравнить чувства, мысли, ощущения, эмоции – наши и самого автора.

Читатель для поэта – собеседник, «случайный отчаянно друг». Они в едином культурном поле, на одной волне. Это ощущение автор создает еще и аллюзионно, то и дело вызывая «всплывание» цитат, не напрямую, исподволь, ведь, например, Звезда поэта – вовсе не незнакомая и не «светит, словно памятник надежде». Или сравните:

«Стихи не пишутся – они 

Являются как будто свыше».

И знаменитое

«Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат».

Здесь автор и вторит, и спорит с поэтом предыдущего поколения.

И вот тут возникает второй вопрос – Как? Чем привлекательны стихи из сборника как форма? 

Отметим присущие автору оправданно-классическую точность рифм, ритм и тягуче-льющуюся плавность строк. Когда ямб похож на ямб, а анапест не напоминает подстреленную утку, это выглядит не традиционно – стильно. 

«Обреченность повсюду опавшей листвою, 

Расставание с прошлым всегда тяжкий крест.

 Нагота у деревьев – прощанье с покоем 

И грядущей зиме молчаливый протест».  

«(В преддверии стужи»).

Но полно «проверять алгеброй гармонию». Остался третий вопрос – благодаря чему? Ответ самый простой.

…Ты хмуришься с утра печалью, Небо. 

А я же вижу лишь Любовь Твою. 

Чуть-чуть надежды и терпенья мне бы, 

Чтобы когда-нибудь сказать: «Люблю».

(«Небо»).

«Я верю! Остальное все – неважно!»

(«Я верю»).

Веры, Надежды и Любви полны стихи Алексея Хазанского.

Вот и последнее четверостишие финального стихотворения, давшего название всему сборнику, лишь подтверждает-утверждает это:

«Лишь одно его спасало – вера: 

В лабиринтах он найдет ответы, 

Истина откроет Дома двери, 

Вымостив стихами путь поэта.

(«В лабиринтах Истины»).

Путь поэта как раз и есть – ни дня без строчки. Как и судьба читателя, любого человека с определением «разумный».

А стихи – они про всех про нас, мы сами  лирические герои прочитанных строк. 

«Какие, к черту, волки?!»

Рецензию написал Юрий Иванов