Наверное, мы должны порадоваться: к числу кинематографических регионов России присоединилась Хакасия. На экранах первый полнометражный игровой фильм из Абакана «Шаман» — шаманский хоррор, как сообщает пресса.
Насчет хоррора — слегка погорячились. Если там есть ужасы — они все заложены в человеческой природе, какой ее трактуют сценарист фильма Анна Гурина и его режиссер Михаил Мерзликин. Это скорее психологический этюд, схематизированный до уровня немудреной притчи.
Все помещено в антураж утлой шаманской хижины с курами, настолько щелястой, что непонятно, как там можно жить в тридцатиградусный, сообщает радио, мороз. Так с самого старта задается условность повествования: здесь не нужно задавать вопрос, каким образом из безлюдного, занесенного снегами, на взгляд нежилого поселка шаману один за другим являются сугубо городские человеческие типы.
Здесь молоденькая тик-токерша Анечка, охотница за лайками. Здесь расфуфыренная модница-разлучница с ее эротическими грезами. Здесь утратившая надежды женщина с родимым пятном во всю щеку, готовая пройтись по улице нагишом, лишь бы привлечь внимание мужчин. И есть даже скорбное упоминание об убиенном четырехлетнем гении-вундеркинде, виртуозно игравшем на скрипке. Да и способ изъясняться персонажей совсем не глухоманский — тут тебе и лексика заядлых программистов (смышленая Анечка умеет генерировать и рассылать в письмах компьютерные вирусы), и ссылки на Синюю Бороду, на Каина, укокошившего Авеля. И градом летящие в нас мудрые нравоучения типа «На чужом несчастье счастья не построишь!». Которым, правда, никто не внемлет.
Фильм чрезвычайно экономен в средствах. Действие почти не покидает шаманское гнездо, лишь изредка камера хорошего оператора Сэйфа Гаалула покажет дивный морозный пейзаж с низким обледеневшим солнцем и, с птичьего полета, стайку кажущихся нежилыми строений. Старик шаман (Юрий Майнагашев) — посредник между простыми смертными и духами, люди к нему тянутся в надежде, что он умеет на манер психотерапевта выслушать жалобы и исполнить любое желание.
Есть в хижине еще одно мистическое существо — нарядно одетая, хлопочущая по хозяйству, с многозначительным взглядом женщина (Ляна Ондур), которую легко принять за жену героя. И не сразу сообразишь, что это и есть один из духов, хотя и в юбке. Никто из персонажей ее не видит, зато она молчаливо наблюдает за происходящим и, похоже, телепатически внушает шаману, какой ритуал нужно предложить очередному просителю.
Ритуалы странные. Если девушка хочет приворожить женатого — ограбь банк, и мужик твой. Какой банк в этой забытой богом глуши, где зарплату выдают продуктами, — неясно, но мы договорились не задавать лишних вопросов. Тик-токерша хочет сто тысяч лайков — убей какого-нибудь человека, и ты знаменита. Женщине изменяет любимый муж — срочно забеременей от первого встречного, и все уладится. Пьянчуга с внешностью шахтера чувствует близкое дыхание белой горячки — переспи с нелюбимой женщиной, и будет тебе излечение.
То есть шаман провоцирует своих доверчивых клиентов на жуткие дела, на преступления перед законом и совестью — во имя исполнения легкокрылых желаний. И сам же от этого мучается: надеется, что люди одумаются, не станут выполнять его жестокие бредни, и раз за разом в них разочаровывается. Как сказано классиком, душа его страданиями человечества уязвлена стала. Людскими несовершенствами, легкомыслием, легковерием: «Если человек хочет падать в бездну, он падает».
Если в этом хорроре и есть ужасы, они заложены в человеческой природе, какой ее видят авторы
Так, возможно, ненароком авторы разоблачают любой шаманизм как надругательство не только над моралью, но и над здравым смыслом. Ведь духи эти — сущие подстрекатели, они коварно играют на людских соблазнах, наслаждаясь порожденным ими круговоротом мирового зла. Режиссер, как пишут, — историк по первой профессии, он пристально изучал ритуалы и верования хакасов, и в таких выводах я был бы с ним безусловно согласен. Но вся структура его картины вопиет об обратном. Шаман — как сгусток боли за человечество. Его глаза полны трагизма: каждый новый визит приносит очередное разочарование в подлой, склонной к предательствам людской породе. Он как бы провокатор и судия в одном флаконе.
Время от времени сюжет прерывается ристалищами с кострами и масками. Они предельно невнятны, но я не спец в сибирских ритуалах — как и большинство потенциальных зрителей, которым многое будет непонятно. Все действо сопровождает мощная музыкальная солянка из гула, горлового пения, Штрауса, Вивальди и романса «В лунном сиянии снег серебрится». Как и положено музыке, саундтрек сообщает происходящему атмосферу загадочной многозначительности. Правда, сколько-нибудь внятную логику в этом смешении времен, стилей и жанров найти так и не удалось.
Другие новости
Маковецкий сыграет Брежнева
Никита Михалков представил фильм «Пророк…» на премьере в Михайловском театре
Безумие не гарантирует превращение в художника. На экраны вышел фильм Джонни Деппа о художнике Модильяни