Карен Шахназаров об идее переснять великие советские фильмы.
В Союз кинематографистов РФ поступило письмо от департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры России, в котором содержатся предложения (от Минпросвещения) по экранизацииисторических произведений и созданию фильмов для детей и юношества. Цель этой инициативы благая: сохранение исторической памяти и формирование патриотизма.
В список фильмов для создания ремейков вошли 30 советских картин, среди которых есть и великие: «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Война и мир» и «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Сотников» Ларисы Шепитько, «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля…
Всего 30 картин, включая фильм «Завра была война» Юрия Кары. В отличие от Эйзенштейна и Калатозова Юрий Викторович Кара, слава богу, жив и здоров. Готов ли он сделать ремейк на свой замечательный фильм о войне? И что он скажет, если кто-то другой это сделает? Есть вопросы.
В перечень возможных ремейков ещё вошли: «В начале славных дел» и «Юность Петра» Сергея Герасимова, «Сережа» Георгия Данелии, «Как закалялась сталь» Николая Мащенко, «Альпийская баллада» Бориса Степанова, и др.
Кроме того, Минпросвещения РФ предложило экранизировать 15 произведений русской литературы для создания фильмов преимущественно для детей и юношества: «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Яблочный спас» Евгения Носова, «Голубая стрекоза» Михаила Пришвина, «Далекакая и близкая сказка» Виктора Астафьева, «Похождение жука-носорога», «Король с Арбата» Владимира Чачина и др.
Мы обсудили эту идею с режиссером, генеральным директором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым.
— Карен Георгиевич, как вам список из 30 советских фильмов, подходящих для патриотических ремейков?…
— В этом списке прекрасные советские фильмы, а некоторые из них так просто великие… Но хочется спросить чиновников, которые выступили с инициативой сделать ремейки, где они сегодня найдут Бонадрчука, Калатозова или Эйзенштейна?… У них есть такие авторы? Честно говорят, меня поражает не столько безрассудство подобных идей, а то, как легко мы расписываемся в своей абсолютной творческой беспомощности. Можем делать только повторы! Это очень плохой симптом для нашего времени. Признание, что сегодня мы не может родить никаких свежих интересных творческих идей, что с этим большие проблемы.
Вообще любой ремейк, считаю, бессмысленной затеей. Всегда получается хуже оригинала.
— А я не понимаю, зачем делать ремейки старых фильмов, когда у вас на киностудии «Мосфильм» идёт непрерывная реставрация лучших советских фильмов, включая патриотическое кино, после которой они получаются как «новые».
— Уже более 200 знаковых кинокартин XX века отреставрировали на нашей киностудии. Эти фильмы прошли реконструкцию, восстановление, оцифровку. У них появился современный цвет и звук. Архивные плёнки получили новую цифровую жизнь. Их можно бесплатно (!) смотреть в онлайн-кинотеатре «Мосфильма».
И уже посмотрели десятки миллионов людей во всем мире. Мы делаем субтитры на многих иностранных языках. У нас миллионные просмотры за рубежом…
Ну а что касается темы нашего разговора… Нельзя пользоваться только советским багажом. При том, что я никогда не отрицал и не отрицаю заслуги советского кинематографа. Но сегодня надо создавать современную культуру, надо воспитывать молодежь на современных примерах. Нельзя жить только идеями, заслугами и победами прошлых лет.
Другие новости
На экраны выходит первый полнометражный фильм из Хакасии — триллер «Шаман»
«Спокойной ночи, малыши!» удостоена премии правительства в честь 60-летия
Юра Борисов претендует на главную актерскую премию США