За век кинематографа, кажется, все уже было, открытий давно нет, и все они связаны с новыми технологиями или новыми бюджетными габаритами. И вот вдруг — открытие новых горизонтов в анимации!
В истории кино есть американец Дисней, японец Миядзаки, есть механические обаяшки Pixel, есть наши кудесники Бардин и Норштейн. Теперь к этим первооткрывателям нужно добавить талантливого латыша Гинтса Зилбалодиса, преобразовавшего мир анимации в прорывном полнометражном фильме Flow. У нас это переводят как «Течение», «Поток», хотя в данном случае правильнее всего — «Цунами». Погрузившись в мир такой картины, потом ждешь случая поскорее вернуться туда снова.
Это приключения черного кота, который пытается спастись от катастрофического наводнения в компании лемура, золотистого лабрадора-ретривера, водосвинки капибары и птицы-секретаря с поврежденным крылом. Пока не нахлынула беда, он обитал в заброшенном доме какого-то скульптора, любителя кошек и кошачьей тематики. Во время очередной охоты кот оказался сметен мощным водяным валом и спасся на подобии Ноева ковчега — утлом паруснике, несущемся по волнам в неизвестность.
Что случилось с исчезнувшим человечеством — нам не объяснят: как и многие другие обстоятельства, эти даны в фильме по законам чистой поэзии. То есть интуитивно мы понимаем: случилось что-то такое, что людей больше нет. Есть прекрасные города итальянской архитектуры, есть останки гигантских статуй, есть следы погибшей цивилизации — банки, склянки, разбитое зеркало, все это заботливо собирает в ведерко хлопотливый лемур. А людей нет.
А может, вообще все не так, и мы видим останки цивилизации, построенной вот такими смышлеными котами, — не случайно же все памятники здесь посвящены знаменитым фелинам. Все в этом фильме постигается не умом, а сердцем — но сразу и навсегда: как хороший философский роман, фильм круто меняет все мироощущение. И здесь уже не нужно никаких объяснений, потому что все заменят чувства, не умеющие ошибаться. Не нужно и слов — зверушки в фильме не разговаривают, вообще не притворяются людьми с людскими характерами. Кот остается котом, птица — птицей, лемур — лемуром. Кот мяукает, птица гортанно кричит, свинка хрюкает. А мы этот язык — вот же чудо хорошего кино! — абсолютно понимаем. И переживаем, как за близких нам людей.
Герои обитают в так подробно выписанном природном мире, как не бывает в анимации, — он абсолютно настоящий. Хотя и сказочный. Такой красивый, что от любви к нему, на глазах погибающему, щемит сердце. Зато сами персонажи набросаны почти схематично — фактура шерсти и перьев почти отсутствует, иногда кот кажется вылепленным из пластилина. Взамен фактуры — поэтика движения. Кошки, как известно, лишены мимики, и невероятную выразительность их морд обеспечивает какое-то неведомое людям чудо. И прежде всего глаза. В одно мгновение они из состояния полной расслабленности могут зажечься азартом охотника, настороженностью, могут задать вам вопрос, могут попросить о чем-то. Это развитый язык общения, и автор фильма им овладел в совершенстве. Он знает, как коты разговаривают, как движутся, как тревожатся и как устают. За его котом можно наблюдать, как за живым. И при этом никаких диснеевских антропологических усилий, попыток кота очеловечить, создать метафору нас с вами, но на четырех лапах.
При этом Кот плавает под водой, ловит рыбку, делится с друзьями, птица-секретарь рулит шхуной, зверушки приходят друг другу на помощь… Это, конечно, сказка, но настолько близкая к реальности, что иной раз ее воспринимаешь почти как научно-популярное кино.
Это абсолютно новый, свой, оригинальный стиль анимации, разработанный группой латвийских талантов. Новый образ мышления в анимации — он адресован скорее взрослым, способным воспринять сложную систему эмоций и перевести ее в собственные мысли чисто философского склада. Формулировать эти мысли нельзя, невозможно — получится примитив или пошлость. Они сплавлены с океаном эмоций, пробужденных картиной, и от него неотрывны. Приключения черного кота с незабываемыми глазами становятся нашим общим размышлением о мироздании, не меньше.
В этом фильме Гинтс Зильбалодис — художник, режиссер, оператор, монтажер и создатель дивного симфонического саундтрека в соавторстве с Рихардом Залупе. Его камера — живая, она наблюдательна, она мудра, она умеет сопереживать и сочувствовать. Его новый полуторачасовой фильм с необычно мощным гуманистическим посылом отвоевал у сильных конкурентов «Золотой глобус», уже осыпан множеством наград и наверняка окажется в числе номинантов на «Оскар». Ему 31 год, и все у него впереди. Запомним это имя — оно уже в истории кино.
https://rg.ru/2025/01/16/kot-ego-znaet-latvijskij-film-otkryl-novuiu-eru-v-animacii.html
Другие новости
Маковецкий сыграет Брежнева
Никита Михалков представил фильм «Пророк…» на премьере в Михайловском театре
Безумие не гарантирует превращение в художника. На экраны вышел фильм Джонни Деппа о художнике Модильяни