25.05.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Искусство как оружие. Вклад театра и музыки в Победу

Шостакович мечтал, чтобы Седьмую симфонию услышал весь Ленинград.

В этом году вся страна празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем о великих маршалах и чтим неизвестного солдата, помним о героизме тыла, о подвигах врачей, ученых, но какой вклад в эту — нашу общую Победу внесло искусство, и в частности — театр? Вспоминаем важнейшие вехи отечественной культуры, рождавшейся во время войны, и вновь напоминаем себе и другим: искусство — тоже может быть оружием.

Пусть знаменитая «Ленинградская» (Седьмая) симфония Дмитрия Шостаковича не относится к театру как таковому, но, без сомнения, — это тот аккорд, без которого искусство, рождавшееся во время войны, представить и, что еще важнее — понять, невозможно. «Первый удар по Рейхстагу», «секретное оружие блокадного Ленинграда», «приговор для неприятеля» — «народные» названия Седьмой симфонии. В них отражено важнейшее значение этой музыки, оказавшей влияние на все мировое искусство.

Но если — о театре, то еще в 60-х годах Мариинка (тогда — Театр оперы и балета им. Кирова — прим. «РГ») поставила на основе этого произведения балет — «Ленинградская симфония» (хореография Игоря Бельского), в 2001 году он был воссоздан, и сегодня традиционно его исполняют дважды в сезон, в самые важные для петербуржцев даты: День снятия блокады и День Победы. Будет так и в этом году: 9 и 10 мая — балет в афише Мариинского театра, а чуть раньше привезут его и в Москву (6 и 7 мая, Большой театр).

Дмитрий Шостакович — боец противопожарной команды на крыше Ленинградской консерватории. Фото: Российский национальный музей музыки

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому — не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел. И отрывался от сочинения только тогда, когда дежурил. Или при возникновении воздушных тревог», — так о работе над легендарным сочинением вспоминал сам Дмитрий Шостакович.

Начинал писать симфонию композитор в родном городе на Неве, заканчивал — в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же 5 марта 1942 года состоялась премьера — играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. После — сочинение услышали в Москве и Новосибирске. Но сам Шостакович мечтал, чтобы «Седьмая симфония» прозвучала в Ленинграде. И это случилось — 9 августа 1942 года осажденный город (и даже не столько его) потрясла поистине героическая премьера.

9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Фото: bezformata.com

Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, ведь почти все жители города стали дистрофиками. Зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу. А в то же самое время все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

Афиша Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Фото: bezformata.com

«Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!», — вспоминала одна из участниц события, музыкант Ксения Матус.

С этого момента победное шествие «Ленинградской» симфонии началось по всему миру.

https://rg.ru/2025/05/01/iskusstvo-kak-oruzhie-vklad-teatra-i-muzyki-v-pobedu.html