С 6 по 9 июня в Москве прошел фестиваль «Красная площадь», который собрал множество писателей, читателей и любителей литературы. В рамках этого масштабного мероприятия мы решили пообщаться с некоторыми из участников, чтобы узнать их впечатления, обсудить их творчество и поделиться с вами самыми интересными моментами фестиваля.
Михаил Стригин – писатель, преподавать физики в ЮУрГУ, кандидат физ-мат наук, член Союза российских писателей, член-корреспондент МАНИ, директор инжениринговой компании «Митриал»
Вы человек удивительно разносторонний: учёный, писатель, поэт, бизнесмен. К тому же увлекаетесь спортом, имеете большую семью. Как удаётся всё совмещать и помогает ли одно другому?
Однозначно всё страдает. Конечно же, везде не успеваю. Но по-другому я не могу. Только погружусь в какую-нибудь научную статью, и тут же приходит идея стихотворения, садишься и пишешь стих. Как написано в моей же книге: идеи приходят в мир через поэзию, потом задерживаются на некоторое время в науке и после остаются на покой в философии. Или иначе: идеи конденсируются из атмосферы поэзии в жидкость науки и затем замерзают в кристаллах философии. Поэтому действительно все области переплетены. И конечно, у меня во всех областях есть помощники. Один бы я не справился.
Какие важные открытия вы делаете для себя, работая над той или иной книгой? Например, над «Шествием с ума» или «Чужаком», представленными на Московском фестивале?
Каждый рассказ –литературовед, мой «провал», и я не собирался вообще его куда-либо включать. это личное открытие. И параллельно много удивительных событий. Например, в книгу «Шествие с ума» вошёл рассказ «Половина», который, как мне сказала один уважаемый, но другой, тоже уважаемый, литератор сказала мне, что это один из лучших рассказов. И я в очередной раз понял уровень субъективности. Причём зачастую уровень субъективности растёт вместе с уровнем профессионализма.
Скажите, что, по вашему мнению, объединяет писателя и бизнесмена? Вы стремитесь распространить как можно больше книг и статей или это не самоцель?
Деньги – это в первую очередь энергия. Поэтому монетизация книг, хотя и не является моей самоцелью, но отображает уровень энергийности моих книг. Вообще писателя и бизнесмена объединяет умение создать внутренний мир предприятия или книги. И там и там необходимо уметь организовать пространство. При этом для успеха и там и там нужна нетривиальная идея.
Приходилось ли вам когда-нибудь писать по заказу? И если нет, то смогли бы вы написать на заказ книгу, сюжет которой вам был бы не по душе, но гонорар бы впечатлил?
Не приходилось. Но, может быть, я и сделал бы это. Я бы трансформировал задачу под то, что понравилось бы мне. В бизнесе всегда приходится решать задачи заказчика, но при помощи собственных идей и методов.
Как вы оцениваете качество написанного вами перед публикацией? Как относитесь к критике, прислушиваетесь ли к советам?
Крайне негативных откликов не было. Кроме того, у меня выработался иммунитет, возникший на ранних этапах писательства. К конструктивной критике отношусь нормально. Например, в рассказе «Рождение» были затронуты медицинские аспекты, и, поскольку я не медик, я допустил какие-то медицинские неточности, по мнению профессионала. Но тут два момента: если изучать все темы, которые затрагивает автор, то он ничего не напишет; второе – читатель тоже не профи, и какие-то моменты этим сглаживаются. Кроме того, нужно писать «на волне», а если кинешься изучать подробно что-то, то «волна» уйдёт.
Вы являетесь обладателем множества литературных премий и наград. Скажите, чего ожидаете в будущем? Каких ещё высот хотели бы достичь как писатель и как гражданин?
Любой настоящий писатель работает ради будущего. Локально задача получить Нобелевскую премию. А глобально – добрую память человечества.
Другие новости
Век перемен
ОБРАЗЫ-ОБРАЗА
На ярмарке non/fiction представили книгу по циклу спектаклей «Голоса страны»