21.07.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Идеальный расчет» театра «Современник»

В «Современнике» с успехом прошла премьера комедии «Идеальный  расчет». В основу спектакля легла одна из ранних пьес драматурга  Дж. Б. Пристли «Ракитовая аллея», не слишком растиражированная на мировых сценических подмостках.

Действие ее разворачивается в  зажиточном доме Джорджа Редферна (артист Александр Самойленко) в Лондоне  в 1935 году.

Пространство  роскошного особняка стараниями режиссера Дмитрия Креминского и сценографа Дмитрия Разумова буквально пронизано уютом, спокойствием и уверенностью, что завтрашний день будет не хуже предыдущего.

Уверены в этом все обитатели — жена Редферна Дороти (Инна Тимофеева) и его дочь Алиса (Анастасия Кутявина). Уверены и надоедливые родственники жены — ее сестра Люси (Ольга Родина) и супруг Люси Бернард Бексли (Александр Берда).

Самое прекрасное в спектакле «Современника» — это то, что зритель может трактовать происходящее на сцене как его душе угодно вплоть до самого финала. Режиссер не спешит расставлять «правильные» акценты и давать «правильные» ориентиры, предоставляя зрителям насладиться собственным блужданием в лабиринте забавных или пугающих предлагаемых обстоятельств.

Обстоятельства в жизни Редферна можно, например, трактовать так: Джордж — достойный семьянин и человек порядочный даже в мелочах. Он не позволяет себе разбрасывать где попало банановые шкурки. Он радуется каждому помидорчику, который трудолюбиво выращивает в собственной теплице. Ради жены Джордж терпит ее родственников-авантюристов, окопавшихся в их уютном доме с целью в очередной раз развести его, богатого «тюфяка», на кругленькую сумму. Смиренно сносит он и истерики своей дочки на выданье, которая встречается с молодым прохвостом Гарольдом (Глеб Осипов) — полной противоположностью солидного отца. Наконец, решив во имя дочери отвадить сомнительного жениха (а заодно и окончательно зарвавшихся нахлебников-родственников), Джордж на семейном ужине «состряпывает» легенду о том, что он, дескать, крупный мафиози, что его бумажный бизнес — лишь прикрытие для занятий подделкой банковских банкнот.

Но происходящее на сцене «Современника» можно трактовать и совершенно иначе: Джордж – действительно крупный мафиози, не случайно в  этом приличном с виду доме  в какой-то момент появляется инспектор полиции  Стак (Николай Клямчук), а шкафы уютного особняка действительно  забиты «скелетами».

Зритель остается в неведении в каждый момент времени, режиссер Дмитрий Креминский путает нас, заставляя включать собственные мозги. Меж тем действие несется вперед, как разыгравшаяся лошадь, зигзагами, то набирая, то сбавляя скорость, то вдруг и вовсе возвращаясь во вчерашний день.

Дмитрию Креминскому важно в итоге не расставить точки над «i», а поговорить с нами о таких принципиальных вещах, как честность, справедливость, нравственность.

Помогает в этом  режиссеру в первую очередь виртуозно работающий на сцене Александр Самойленко, ведущий собственную затейливую игру с залом. Артист, используя весь свой богатейший профессиональный арсенал, то предстает добродушным «божьим одуванчиком», сочащимся благостностью, то вдруг проявляет пугающую жесткость в отношении прохвоста–жениха, словно намекая, что манеры хозяина дома имеют основанием вовсе не криминальные романы, которыми он так зачитывается.

К тому же что «под ногами» в доме  все время крутится компаньон и сомнительный дружок Джо Флеттен (Кирилл  Махаров), ловко подливающий масла в огонь этой тревожной неопределенности.

Финал произведения, который сам  Пристли назвал «аморальной комедией», остается открытым. Коду ставит замечательный танец в исполнении Александра Самойленко и Инны Тимофеевой  (четы Редфернов): вот уж между кем никаких секретов нет и единодушие царит полное.

В послевкусии спектакля, кроме ощущения праздника остается осознание, что Пристли своей пьесой в очередной раз пытается создать зрителя высокой требовательности, искренне веря, что театр – это не только развлекательное зрелище, какой бы легкой ни была сама форма постановки. И что никаких универсальных рецептов от театра ждать не стоит: их попросту не существует, каждый все решает сам для себя. В отдельный момент времени. В отдельно взятом  случае.

Браво, «Современник»!

https://mospravda.ru/category/kultura/