18.06.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Чувашский театр показал в Москве современную оперу «Главный вопрос»

После паузы «Золотая маска» вернулась в Москву. Но афиша ХХХI фестиваля-конкурса оказалась сильно размыта бурным потоком столичной художественной жизни. И все же иногда возникают события, приковывающие к себе внимание. Впервые более чем за 30-летнюю историю в фестивальную орбиту попал спектакль Чувашского театра оперы и балета. В «Геликоне» гости из Чебоксар представили космическую оперу в двух действиях «Главный вопрос» и сделали это не в оперной конкурсной номинации, а под грифом «Эксперимент».

Интрига оперы в ее цифровом геноме: в основе музыка и либретто, частично сгенерированные нейросетью, а эскизы костюмов и декораций полностью созданы искусственным интеллектом. Спектакль до «Золотой маски» уже был представлен на II Международном фестивале науки и искусства «Ломоносов фест» в Архангельске, на Фестивале мировых премьер музыкальных театров России в Челябинске, а также на XIV Минском международном Рождественском оперном форуме на сцене Большого театра Беларуси.

Хотя, конечно, в проекте не обошлось дело и без людского труда. Автор идеи — Андрей Попов, композитор и дирижер-постановщик — Рустам Сагдиев, цифровой контент от Ильи Семёнова, синтез звука Владимира Юферова, балетмейстер — Данил Салимбаев, режиссер-постановщик — Дмитрий Отяковский, кстати, один из победителей знаменитого геликоновского состязания — Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» в 2017 году.

Спектакль состоит из эпизодов, связанных между собой главным героем, от лица которого ведется повествование. Протагонист оперы — межгалактический искусственный интеллект Deep Thought Al. Он занят поиском ответа на главные вопросы жизни во Вселенной, с которыми человечество может столкнуться в ближайшем будущем: взаимодействие с суперкомпьютерами, превосходящими человеческие возможности, встреча с инопланетным разумом, этический аспект общения с цифровыми личностями. В принципе в данной интерпретации повестка будущего банальна — космос и компьютеры. А между тем и на Земле человечеству нужно решить еще немало отнюдь не компьютерно-космических вопросов, чтобы заслужить право на то самое будущее.

Существенную часть сценического времени герои (десяток экспертов и авторитетов, а также генеральша — Людмила Яковлева и художница — Елена Соколова) проводят в разного рода собраниях и совещаниях, где верховодят Председатель — Иван Снигирев и ученый, старший инженер — Максим Карсаков. И, безусловно, действие не обошлось без очаровательного робота-собаки. А в контексте «Золотой маски» ключевой, не без намека выглядит сцена вручения некой Супергалактической премии.

Некоторую оригинальность происходящему придает тот факт, что эпизоды исполняются на девяти языках — русском, чувашском, английском, итальянском, немецком, французском, японском, квазиславянском и санскрите. Сюжет строится на цепочке отсылок к популярным произведениям научной фантастики, философским трудам, компьютерным играм и аниме, посему обнаружить в нем оригинальность творческой мысли как в музыке, так и в тексте затруднительно. Но спектакль предоставляет публике озорную возможность позабавиться игрой в очередную «угадайку». Вряд ли столь незатейливым способом можно осознать, каково будущее человеческой цивилизации. Но ведь по идее авторов оперы — апокалипсис отменяется…

https://rg.ru/2025/05/18/reg-pfo/bez-apokalipsisa.html