В Москве со 2 по 8 октября на сцене известного «Театрального особняка» прошёл Фестиваль частных театров «Московская обочина». Даже для искушённой столичной публики это всегда заметное событие. В течение фестивальной недели на сцене «Театрального особняка» выступали небольшие, частные профессиональные театры из разных городов страны, которые не имеют государственной поддержки, а некоторые даже и собственной площадки. Но благодаря фестивалю они могут показать свои таланты в Москве.
Организатор фестиваля – актёр, режиссёр, российский общественный деятель, создатель и художественный руководитель театра «Театральный особняк» заслуженный работник культуры РФ Леонид Краснов.
Главное отличие фестиваля – в его камерности. Небольшая сцена создаёт иллюзию вовлечённости актёра и зрителя в разговор о человеке, со всеми полутонами и нюансами, очистившись от экспрессии и суеты будней, считают организаторы.
Можно определённо сказать, что участникам и организаторам фестиваля удалось воплотить идею единого культурного молодёжного пространства, в котором актёры, зрители, драматурги, режиссёры, студенты и педагоги могут поделиться друг с другом своими видением, вниманием и опытом.
Читка пьесы «Губернатор» стала одним из явлений фестиваля. Пьеса для театра в 10 эпизодах с прологом писателя и драматурга Виктора Слипенчука, как рассказал обозревателю «АН» сам автор, была написана в Крыму. Она писалась быстро и легко. Виктор Трифонович бывает в Крыму с советских времён, поскольку у него астма и врачи сказали, что нужно жить не там, где лучшие условия, а в степи, где, кроме камней и моря, ничего нет. Пьеса посвящена Галине, жене, другу и соратнику писателя, которая очень любила весёлые вещи. Виктор Трифонович вспоминает, как они вместе смотрели пьесу «Оскар» и смеялись. И вот, находясь в Крыму, Слипенчук взялся писать «Губернатора», чтобы «развеселить себя». На работу потребовалось дней 20, что для «живого классика» – очень короткий срок.
Пьеса приоткрывает закулисье одного дня из жизни молодого «эффективного» губернатора Дмитрия Полозова в ознаменование 100 дней его пребывания в должности. Дмитрий Тихонович Полозов, или сокращённо ДТП (аббревиатура намекает, что его избрание в некотором смысле есть не что иное, как дорожно-транспортное происшествие), вызывает искреннее сочувствие. Речь его изобилует канцеляризмами, но он умён, не чужд новизны и по-своему реформатор – пытается выстроить эффективную, на его взгляд, работу исполнительной власти. В пьесе есть потрясающие строки о механизме власти: «Машина власти, как и всякая машина, требует индивидуальной настройки. Во всём есть ин-ди-ви-ду-ум. Главное в окончании – «УМ». Вручную произведём настройку, запустим механизмы весов и противовесов, а дальше включим автопилот – и всем будет легче», – рассуждает Полозов накануне ста дней своего избрания. Молодой, резвый, он ещё не нагулялся, не устоялся – и уже в губернаторах. Полозов изо всех сил старается соответствовать своей высокой должности, а жизнь толкает его на всевозможные ухищрения, противоречащие самому смыслу понятия «глава региона». На первый взгляд происходящее кажется фантастичным и нереальным, но все действующие лица настолько реалистичны, как будто шагнули в пьесу из нашей повседневной жизни.
Премьера читки пьесы «Губернатор» состоялась в мае этого года, также на сцене «Театрального особняка» в присутствии автора в зрительном зале. Это было очень волнительно: актёры пробовали на вкус диалоги и шутки, присматривались к персонажам. Перед читкой я задал Виктору Трифоновичу Слипенчуку вопрос, на кого он ориентируется в смысле языка, потому что «Губернатор» написан прекрасным русским языком, какого не встретишь сейчас у современных драматургов. И вот что он ответил:
– Стилистика, язык – это важно. Но я так долго на литературном поприще, что тут невольно станешь профессионалом. А кто мне близок? Гоголь. Я его, помню, даже вечером детям читал. Конечно, прочитал всего Шекспира. Особенное впечатление произвела, как ни странно, пьеса «Кориолан». Редкая вещь. Сюжет основан на жизни легендарного римского полководца Гая Марция Кориолана, и там нет демократии. Почему так у великого Шекспира? Потому что писатель всегда хочет показать характер, а характер демократический – это приспособленец. А характер мужественный, волевой, что интересует настоящего автора, это уже из другой области. Поскольку я тоже так вижу характер, мне и подобные пьесы, как «Кориолан», нравятся… Что касается языка, да, языком можно многого добиться. Но языком не изменишь характер. А хорошую пьесу плохим языком не напишешь. Так же, как и роман. И поэтому я, когда учился, учился оснащению, для того чтобы, если придёт какая-то мысль, я был бы готов её подхватить и написать. Не думая в это время, а какой язык здесь должен быть. Всё чётко – так и вот так.
3 октября читка прошла уже в рамках программы фестиваля «Московская обочина» при большом скоплении зрителей, среди которых были студенты театральных учебных заведений, завсегдатаи театра, поклонники творчества Виктора Слипенчука, участники фестиваля, критики и журналисты.
Публика и артисты были настроены максимально позитивно. Сидя на сцене на стульях, на фоне чёрного занавеса, напротив зрителей в освещении софитов, при полном, казалось бы, отсутствии декораций, читая текст с листа, актёры заставляли воображение зрителей рисовать яркие картинки из жизни российского города, где каждый узнавал себя. Актёры Сергей Горбачёв и Василий Фролов полностью вжились в роли. Было заметно, что персонажи даются им легко и им доставляет удовольствие вновь их играть.
Василий Фролов воплотил на сцене образ пиарщика-недотёпы, который подобно трикстеру искушает своего начальника идти на всяческие не до конца продуманные PR-уловки. Голосом Левитана он зачитывал мизансцены, придавая происходящему комически-торжественный настрой. В женских ролях в пьесе дебютировали юная артистка Нина Родионова, а также несравненная и яркая прима театра – Елена Стародуб. Им также легко удавалось совмещать роли, добавляя каждому персонажу подходящий колорит.
Сейчас можно смело сказать, что благодаря участию в фестивале пьеса нашла своих артистов, своего зрителя и «пошла в народ». Сформировался отличный актёрский состав, и родилась идея создания радиоспектакля по пьесе. Такие пьесы нужны зрителю. Как написал в рецензии на «Губернатора» известный поэт и прозаик Александр Балтин (она опубликована в недавно вышедшем IX томе собрания сочинений Виктора Трифоновича), «при самостоятельности творческой манеры Слипенчука и оригинальности оной отблески классического, драматургического наследия придают пьесе дополнительное обаяние. «Губернатор» – сатирическая пьеса. Сатира – своеобразная мазь на раны и расчёсы общества, но она же – и магический кристалл, сквозь который можно увидеть пространство преображённым. Пьеса В. Слипенчука – своей игрой, остротой и своеобразной прелестью – призвана сослужить хорошую службу: и нынешним властям предержащим, и зрителям, заставляя задуматься о многом…»
Со всем этим трудно не согласиться.
Официальный сайт писателя www.slipenchuk.ru
Другие новости
В Москве вручат «Звезду Театрала»
Театральная всемирность: Чеховский фестиваль объявил программу
«ЗОЛОТАЯ МАСКА» ОБЪЯВИЛА СОСТАВЫ ЖЮРИ