В Москве со 2 по 8 октября на сцене известного «Театрального особняка» прошёл Фестиваль частных театров «Московская обочина». Даже для искушённой столичной публики это всегда заметное событие. В течение фестивальной недели на сцене «Театрального особняка» выступали небольшие, частные профессиональные театры из разных городов страны, которые не имеют государственной поддержки, а некоторые даже и собственной площадки. Но благодаря фестивалю они могут показать свои таланты в Москве.
Организатор фестиваля – актёр, режиссёр, российский общественный деятель, создатель и художественный руководитель театра «Театральный особняк» заслуженный работник культуры РФ Леонид Краснов.
Главное отличие фестиваля – в его камерности. Небольшая сцена создаёт иллюзию вовлечённости актёра и зрителя в разговор о человеке, со всеми полутонами и нюансами, очистившись от экспрессии и суеты будней, считают организаторы.
Можно определённо сказать, что участникам и организаторам фестиваля удалось воплотить идею единого культурного молодёжного пространства, в котором актёры, зрители, драматурги, режиссёры, студенты и педагоги могут поделиться друг с другом своими видением, вниманием и опытом.
Читка пьесы «Губернатор» стала одним из явлений фестиваля. Пьеса для театра в 10 эпизодах с прологом писателя и драматурга Виктора Слипенчука, как рассказал обозревателю «АН» сам автор, была написана в Крыму. Она писалась быстро и легко. Виктор Трифонович бывает в Крыму с советских времён, поскольку у него астма и врачи сказали, что нужно жить не там, где лучшие условия, а в степи, где, кроме камней и моря, ничего нет. Пьеса посвящена Галине, жене, другу и соратнику писателя, которая очень любила весёлые вещи. Виктор Трифонович вспоминает, как они вместе смотрели пьесу «Оскар» и смеялись. И вот, находясь в Крыму, Слипенчук взялся писать «Губернатора», чтобы «развеселить себя». На работу потребовалось дней 20, что для «живого классика» – очень короткий срок.
Пьеса приоткрывает закулисье одного дня из жизни молодого «эффективного» губернатора Дмитрия Полозова в ознаменование 100 дней его пребывания в должности. Дмитрий Тихонович Полозов, или сокращённо ДТП (аббревиатура намекает, что его избрание в некотором смысле есть не что иное, как дорожно-транспортное происшествие), вызывает искреннее сочувствие. Речь его изобилует канцеляризмами, но он умён, не чужд новизны и по-своему реформатор – пытается выстроить эффективную, на его взгляд, работу исполнительной власти. В пьесе есть потрясающие строки о механизме власти: «Машина власти, как и всякая машина, требует индивидуальной настройки. Во всём есть ин-ди-ви-ду-ум. Главное в окончании – «УМ». Вручную произведём настройку, запустим механизмы весов и противовесов, а дальше включим автопилот – и всем будет легче», – рассуждает Полозов накануне ста дней своего избрания. Молодой, резвый, он ещё не нагулялся, не устоялся – и уже в губернаторах. Полозов изо всех сил старается соответствовать своей высокой должности, а жизнь толкает его на всевозможные ухищрения, противоречащие самому смыслу понятия «глава региона». На первый взгляд происходящее кажется фантастичным и нереальным, но все действующие лица настолько реалистичны, как будто шагнули в пьесу из нашей повседневной жизни.
Премьера читки пьесы «Губернатор» состоялась в мае этого года, также на сцене «Театрального особняка» в присутствии автора в зрительном зале. Это было очень волнительно: актёры пробовали на вкус диалоги и шутки, присматривались к персонажам. Перед читкой я задал Виктору Трифоновичу Слипенчуку вопрос, на кого он ориентируется в смысле языка, потому что «Губернатор» написан прекрасным русским языком, какого не встретишь сейчас у современных драматургов. И вот что он ответил:
– Стилистика, язык – это важно. Но я так долго на литературном поприще, что тут невольно станешь профессионалом. А кто мне близок? Гоголь. Я его, помню, даже вечером детям читал. Конечно, прочитал всего Шекспира. Особенное впечатление произвела, как ни странно, пьеса «Кориолан». Редкая вещь. Сюжет основан на жизни легендарного римского полководца Гая Марция Кориолана, и там нет демократии. Почему так у великого Шекспира? Потому что писатель всегда хочет показать характер, а характер демократический – это приспособленец. А характер мужественный, волевой, что интересует настоящего автора, это уже из другой области. Поскольку я тоже так вижу характер, мне и подобные пьесы, как «Кориолан», нравятся… Что касается языка, да, языком можно многого добиться. Но языком не изменишь характер. А хорошую пьесу плохим языком не напишешь. Так же, как и роман. И поэтому я, когда учился, учился оснащению, для того чтобы, если придёт какая-то мысль, я был бы готов её подхватить и написать. Не думая в это время, а какой язык здесь должен быть. Всё чётко – так и вот так.
3 октября читка прошла уже в рамках программы фестиваля «Московская обочина» при большом скоплении зрителей, среди которых были студенты театральных учебных заведений, завсегдатаи театра, поклонники творчества Виктора Слипенчука, участники фестиваля, критики и журналисты.
Публика и артисты были настроены максимально позитивно. Сидя на сцене на стульях, на фоне чёрного занавеса, напротив зрителей в освещении софитов, при полном, казалось бы, отсутствии декораций, читая текст с листа, актёры заставляли воображение зрителей рисовать яркие картинки из жизни российского города, где каждый узнавал себя. Актёры Сергей Горбачёв и Василий Фролов полностью вжились в роли. Было заметно, что персонажи даются им легко и им доставляет удовольствие вновь их играть.
Василий Фролов воплотил на сцене образ пиарщика-недотёпы, который подобно трикстеру искушает своего начальника идти на всяческие не до конца продуманные PR-уловки. Голосом Левитана он зачитывал мизансцены, придавая происходящему комически-торжественный настрой. В женских ролях в пьесе дебютировали юная артистка Нина Родионова, а также несравненная и яркая прима театра – Елена Стародуб. Им также легко удавалось совмещать роли, добавляя каждому персонажу подходящий колорит.
Сейчас можно смело сказать, что благодаря участию в фестивале пьеса нашла своих артистов, своего зрителя и «пошла в народ». Сформировался отличный актёрский состав, и родилась идея создания радиоспектакля по пьесе. Такие пьесы нужны зрителю. Как написал в рецензии на «Губернатора» известный поэт и прозаик Александр Балтин (она опубликована в недавно вышедшем IX томе собрания сочинений Виктора Трифоновича), «при самостоятельности творческой манеры Слипенчука и оригинальности оной отблески классического, драматургического наследия придают пьесе дополнительное обаяние. «Губернатор» – сатирическая пьеса. Сатира – своеобразная мазь на раны и расчёсы общества, но она же – и магический кристалл, сквозь который можно увидеть пространство преображённым. Пьеса В. Слипенчука – своей игрой, остротой и своеобразной прелестью – призвана сослужить хорошую службу: и нынешним властям предержащим, и зрителям, заставляя задуматься о многом…»
Со всем этим трудно не согласиться.
Официальный сайт писателя www.slipenchuk.ru
Другие новости
Константин Богомолов ищет героев нового авторского проекта
Куда Валерий Гергиев поведет Большой театрВ Госдуме оценили новое назначение художественного руководителя Мариинки
Шекспир в стиле панк на сцене МХТ имени Чехова