26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Студенческий театр — новые лица, старые темы

Динь-динь-динь, динь-динь-динь, колокольчик звенит. Этот звон, этот звон о любви говорит…

А есть ли бог? Правда, есть рай или ад? Бывает ли любовь на свете? Или только за деньги? А ты вот зачем сюда ходишь? Что за болезнь такая льюис?

Неуравновешенный контингент заведения Анны Марковны от скуки играет, вышивает, поет, истерит, ссорится и хохочет. Обсуждает поведение мужчин разного рода, возраста и дохода.

Сцены из быта заведения Анны Марковны перемежаются просмотром синематографа. Стрекочет пленка. Это спектакль «Кино не про нас» по повести Куприна «Яма» студенческого театра «РэПэТэ».

Дом Высоцкого – небольшой элитарный театр на сотню мест. Интерьеры Дома Высоцкого сочетают обнаруженную древность кирпичной кладки, украшенную фотолетописью Высоцкого. Публика на спектакле «Кино не про нас» присутствовала под стать стенам — весьма элитарная и в основном возрастная. Произошла определенная инверсия, зал и сцена поменялись ролями в жизни.

Спектакль прошел по режиссерскому паттерну скачков и провалов страсти за час двадцать минут. Кончился несколько неожиданно для публики. Учитывая, что в зале сидели профессионалы театрального дела, надо думать, поверил бы сам Станиславский.

По информации организаторов, молодой театр «РэПэТэ» составили выпускники Института современного искусства мастерской заслуженной артистки России Дарьи Михайловой. Художественным руководителем театра «РэПэТэ» стал актер и режиссер Владимир Виноградов.

В театре «РэПэТэ» играют классику. В репертуар театра входят постановки по произведениям Александра Куприна, Алексея Толстого, Ирины Грековой и Акилле Кампаниле.

«В непростое время мы рассказываем со сцены про важное и доброе», – указано в самопрезентации театра «РэПэТэ». Описание спектакля от организаторов пресс-показа представляет собой отдельный образец творчества, несущий самостоятельный интерес.

«Иногда нашу жизнь может перевернуть даже самое незначительное событие. Например, никогда ли вам не приходила мысль, что лишь после одного просмотра фильма вы уже не станете прежним человеком? Готовы ли вы увидеть на экране свою судьбу или злой рок? А хватит ли вам смелости наблюдать за несколькими линями жизни, в которых даже сам Бог не властен что-то менять? А в общем-то, может это все лишь сказки и никак не заденет струны наших душ. Но давай же проверим, милый зритель?»

Конец цитаты.

И еще цитата от организаторов мероприятия: «Кино не про нас» – возможность по-новому увидеть и прочувствовать историю о затуманивающей голову страсти, духовном падении и силе чистой любви. Порассуждаем о нравственности вместе с героями Куприна, повесть которого когда-то назвали «пощечиной всему современному обществу».

На театральном факультете Института современного искусства хорошо учат. Маститые усматривают в молодых не конкурентов, но учеников, коим надлежит продолжать их служение театру в следующих поколениях. Опыт достоин тиражирования, ибо современный мир споткнулся об описанные Булгаковым в «Театральном романе» технологии доведения до относительно добровольного ухода таланта из жизни.

Новым актерам в обильной борьбе за роль на сцене трудно пробиться по профессиональной линии, и они играют жизнь, подобно Райкину, про которого его многочисленные зрители так и не узнали, каков этот человек на самом деле вне феерического набора своих актерских масок.

Повесть Куприна «Яма» я прежде не читал. Тема проституции в ее связи мне не близка. В ней чувствуется нечто искусственное, ориентированное на запрос специфического сегмента аудитории, ставшей характерным атрибутом своего времени век тому назад в России.

Слово «проститутка» с присовокуплением разнообразных эпитетов «политическая» и даже «продажная» в составе плеоназма встречается в нашей речи с частотой, конкурирующей на уровне использования медицинских терминов «идиот» или «дебил». Они отражают, да и то весьма криво, наши эмоции, отдаляя от понимания явления, обозначаемого семантикой слова.

Повесть Куприна «Яма» выходила в свет частями, начиная с 1909 года. У названия смысл двойной, номинальное значение происходит от татарского слова, которое закрепилось в России за почтовыми станциями. Тут же между двумя соседствующими ямами располагались конкурирующие публичные дома. В повести речь идет о заведении Анны Марковны Шойбес, не самом первосортном.

Куприн, настоящий гений, безошибочно угадал с выбором темы и формой подачи материала. Повесть «Яма» с первой публикации вызвала резонанс и критику. Сам великий Лев Толстой прочитал повесть и сказал: «Грязно это». Можно подумать, граф писал только о чистом.

Талант Куприна представил характеры девушек, чтобы они, согласно читательскому запросу, вызывали жалость, сопереживание и в идеале ощущение собственной вины за то, что кто-то страдает.

Для чистоты картины мне придется упомянуть, что тема проституции в современном мире тесно примыкает к миграции, торговле наркотиками и оружием. Фактически речь идет о торговле людьми в одном из двух направлений наряду с продажей тел на органы для пересадки. И проституция, и трансплантация в итоге развития так называемых локальных конфликтов несколько подешевели.

Эстетику грехопадения можно было бы оставить грехопадшим. Талант гениев русской классики удобрил почву произрастания соответствующей субкультуры. Другое дело, что к настоящему времени создана группа технологий методически системного слома людей для использования в самых разных целях. Абсолютно теневая сфера недоступна контролю и описанию. Попавший в нее человек обречен.

Я напомню, постмодернизм начинался с того, что папа с мамой не авторитет, слушать их не надо, и вообще лучше им не сообщать о своем общении с какими-то дядями и тетями. Близкие люди отстраняются от личного пути к истине, и он заканчивается не на кладбище, а в помойке. Вариантов много, исход один.

Отдельно развивается направление секс-туризма, о котором становится известно по терактам, ставшим инструментом конкурентной борьбы. Описано в одном из романов Фредерика Бегбедера. Так много женщин-мигрантов оказались в натуральном плену, что местные профессионалки жалуются на отсутствие возможностей заработать, чтобы кормить ребенка.

Мне кажется несколько странным обращение к столетней давности классики по теме, которая с тех пор многократно меняла окраску, формат, воспринималась и описывалась в несовместимых моделях. Причина выбора достаточно прозаична. Формально она далеко за пределами сферы ответственности создателей спектакля.

Развитие журналистики, правоохранительной системы и ее законодательного обеспечения, свирепой борьбы за права человека загнало первостепенные проблемы людей в абсолютную тень. Мы просто не знаем, что происходит с людьми в экстремальных ситуациях. Очень много обмана и организаторов-посредников.

Анна Марковна по сравнению со своими современными коллегами в профессии была святая женщина. Современные «мамочки», как правило, молодые деловые мужчины, менеджеры темных дел.

Согласно русской классике, профессия проститутки не наследственная. Тема не моя, поэтому вряд ли я смогу передать свои ощущения от спектакля так, чтобы описание было вразумительным.

Тут важно разделять игру актеров, качество постановки, соответствие или несоответствие литературному оригиналу.

Студенческие спектакли отличаются сумасшедшей игрой актеров, нарочитой бедностью оформления сцены и простотой идеи в основе действа. В этом есть смысл, главное, чтобы ничего не отвлекало от игры актеров. Данная сторона вопроса тут на первом плане.

Студенты и особенно студентки играют буквально на надрыве. Каждый спектакль проходит как первый и последний раз в жизни. Спектакль «Кино не про нас» именно тот случай, когда все это более чем уместно. В основе пьесы заложена максимальная глубина человеческого падения, морального, нравственного, душевного. В достижении обозначенной цели реализация превосходна.

Однако я лично сомневаюсь в том, что русский автор способен отразить тематику публичного дома. Для этого надо обладать здоровым цинизмом, которого у русских нет. Эмпатия в данной теме затмевает правду жизни. Вот, например, Джон Стейнбек описал публичный дом более чем адекватно.

Тут есть еще и такой момент, что и в самой России отношение к проституции сильно менялось. Был даже момент некоего романтизма.

Люди бывают разные, есть моногамные или полигамные. Есть счастливые и несчастные. Есть генетически адаптированные к комфорту, но таких мало, и они неинтересны ни писателю, ни читателю. Более популярен персонаж, страдающий буквально на пустом месте.

Я убежден, каждая женщина может сыграть любую роль и преодолеть собственную генетику. Дело за малым: захотеть быть счастливой и овладеть технологией обращения с мужчиной, мужской психологией и физиологией. Персонажи Куприна этому не научат. Странно, что Анна Марковна не поменяла контингент на более лояльный к клиентам.

А в жизни женщину надо учить счастью до наступления возраста menarche. Пубертация запускает турбуленцию в голове, и дальше хотеть, как лучше — бесполезно, получится, как всегда.

В этом смысле спектакль «Кино не для нас» достаточно поучительный, особенно для актеров. Пройти через такую роль может быть надежной прививкой от болезненной склонности к сладостному падению в несчастье.

Я думаю, спектакль «Кино не про нас» попал в очко релевантности для современного мира. У студентов есть чему поучиться по части искренности чувств.

https://mospravda.ru/category/kultura/