26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Пианист Фредди Кемпф выступил с Уральским оркестром в Зарядье и музее Чайковского в Клину

Несмотря на все обстоятельства сегодняшнего времени и российской концертной жизни, где практически отсутствуют музыканты из-за рубежа, знаменитый британско-немецкий пианист, лауреат Конкурса Чайковского (1998), любимец московской публики Фредерик Кемпф приехал выступить в Россию. В июне этого года он работал в Москве в жюри Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В.Рахманинова, а теперь музыкант выступил в Музее-заповеднике Чайковского в Клину и в Концертном зале «Зарядье», где вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром и дирижером Дмитрием Лиссом исполнил Второй фортепианный концерт Прокофьева. «РГ» поговорила с Фредди Кемпфом после концерта.

Какое ощущение у вас от этих выступлений в Москве, от своего сотрудничества с Уральским оркестром?

Фредди Кемпф: С Уральским оркестром я знаком давно. Я хорошо помню нашу первую встречу с маэстро Дмитрием Лиссом, которая произошла при забавных обстоятельствах в Хорватии. Мы встретились в большом и темном пространстве за сценой в Загребе, куда маэстро Лисс пришел, чтобы послушать концерт и заодно найти меня. Обстановка темного закулисья казалась настолько сюрреалистической, что я почти не мог поверить, что Дмитрий Лисс действительно дирижер. Мы до сих пор смеемся над этим случаем. В последние годы я регулярно бывал в Екатеринбургской филармонии и выступал с оркестром. Там у нас есть возможность много репетировать, а здесь, в Москве, оркестр находился на гастролях, и мы распоряжались временем с умом. От этого ощущения от игры были более интенсивные — я думаю, еще и поэтому нам так понравилось наше совместное выступление в Зарядье.

А в Мемориальном музее Чайковского в Клину вы ведь побывали впервые, хотя лауреаты Конкурса Чайковского по традиции выступают в этом знаковом для всех музыкантов мира месте?

Фредди Кемпф: Да, это так, и директор музея очень удивился, заметив, что все лауреаты Конкурса Чайковского уже давно выступили в Клину. Но я даже не подозревал, что меня там ожидает, хотя, конечно, знал о связи Петра Ильича с этим местом! Я думаю, для каждого музыканта войти в дом Петра Ильича Чайковского — это невероятное, монументальное ощущение.

В Москве вы играли концерт Прокофьева, и в вашем исполнении все лирические темы этого концерта звучали очень «по-русски». Вы чувствуете особую связь с русской музыкой и музыкой Прокофьева?

Фредди Кемпф: Я много выступал в Москве и в Санкт-Петербурге. Но мне показалось, что я играл здесь все, кроме своих любимых русских концертов — Прокофьева и Рахманинова. Пока я учился в Москве (начиная с 1998 года, когда был Конкурс Чайковского, и несколько лет после), я всегда старался перенять у русских дирижеров суть русской музыки. Признаюсь, больше всего я люблю ранние сочинения Прокофьева: он начинал как настоящий романтик, но быстро отошел от этого стиля. Каждая культура отражается во многих аспектах — в языке, в ландшафте, в кухне, в искусстве, в литературе.

Время сегодня непростое, кто-то из русских артистов даже перебрался в другие страны. Как вы воспринимаете это?

Фредди Кемпф: У меня сложилось впечатление, что многие артисты, оставившие страну в начале года, уже вернулись. В некоторых странах просили убирать и русских композиторов из концертных программ, но и это длилось недолго. Вообще, во всем мире наблюдается тенденция «культуры отмены», начавшаяся еще в Голливуде. Э та тенденция быстро распространилась и на другие сферы. Для культуры это печально. Я музыкант и моя задача — исполнять музыку для слушателей так хорошо, насколько я могу.

Во всем мире наблюдается тенденция «культуры отмены», начавшаяся еще в Голливуде

Когда в следующий раз ждать вас в Москве?

Фредди Кемпф: Я с нетерпением жду, чтобы выучить «Музыкальные моменты» Рахманинова для моей программы в следующем году. Кроме того, впервые в жизни надеюсь исполнить фортепианный концерт Скрябина. Я планирую вернуться в Россию в январе или, самое позднее, в феврале.

Фредерик Кемпф родился в 1977 году в Лондоне, дебютировал в возрасте 8 лет с Королевским филармоническим оркестром, в 1992 году победил на конкурсе молодых музыкантов BBC. В 1998 году он стал лауреатом XI Конкурса Чайковского.

https://rg.ru/2022/12/01/dom-neveroiatnyh-vpechatlenij.html