26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Он вставил в свой концерт частушку «Семеновна». Для всех это было оскорблением духа». Родиону Щедрину исполнилось 90 лет

Он давно считается классиком русской музыки в мире, измеряющимся именами великих, одновременно — новатором, соединяющим в своем творчестве глубинную русскую культуру, запечатленную в фольклоре, духовную традицию православия и дух современности, собственную интеллектуальность и неиссякающий экспериментаторский напор. Он крупнейший композитор современности, создатель целой эпохи российской культуры — ее музыки, оперы, балета, с ее выдающимися исполнителями, первая из которых — Майя Плисецкая. Родиону Щедрину исполняется 90 лет. По этому случаю состоялся разговор с биографом композитора, профессором Московской консерватории, автором книги «Путь к центру. Композитор Родион Щедрин» Валентиной Николаевной Холоповой.

Как вы определите главное качество Щедрина, которому удалось в ХХ веке, беспрецедентном по своему новаторскому размаху, стать одним из самых востребованных композиторов в мире?

Валентина Холопова: Он — русский композитор. В мире о нем так и говорят — русский композитор. Его феномен именно в национальности музыки, в оригинальности его таланта. Щедрин — прямой продолжатель идей великой русской культуры: Толстого, Чехова, Лескова, Чайковского, Стравинского, Прокофьева, русского балета, русского фольклора. Кстати, у него нет ни одного произведения, написанного на западные тексты — он пишет только на русскую классику, только на русское слово. Как никто из его современников, он поднял десятки пластов из традиции русской музыки: фольклор, древние православные церковные песнопения, частушки, хоровые канты времени Петра Первого и многое другое. При этом он настоящий изобретатель, который ввел в музыку множество новаций, очень смелых. Приведу в пример фортепианную пьесу «Плакальщица». Там у него есть всхлипывания на рояле. Такого до него не писали.

Главный человек в его жизни — великая Майя Плисецкая, для которой он написал все свои балеты, создав с ней, по сути, целую эпоху в балетной культуре. Сегодня во многих концертных залах в честь их творческого союза будет звучать «Кармен-сюита» Щедрина — Бизе — признанный шедевр, совершенно непонятый в те времена, премьера которого обернулась скандалом.

Валентина Холопова: Скандал тогда вышел из-за нового балетного стиля Плисецкой в партии Кармен. Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо сочинил более раскованные движения и более оголенный костюм, чем в привычном классическом балете. Это вызвало шквал обвинений морального порядка, спектакль хотели снять. Фурцева заявила: «Ваша «Кармен умрет!», а Плисецкая ответила: «Кармен умрет, когда умру я!» Но «Кармен-сюита» оказалась бессмертной и исполняется сейчас 365 дней в году. Такого же рода история была и с «Анной Карениной», когда по требованию минкультуры в Большом театре перекрыли на генеральном прогоне балета зал, чтобы никто не проник и не увидел «дискредитацию русской классики». Бывало и так, что с Плисецкой вообще не здоровались в Большом театре, не узнавали ее, когда над Щедриным, не подписавшим письмо в поддержку ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году, сгустились тучи. Считалось, что она опасная персона. Поэтому, когда говорят, что они благополучно жили, вот так они и жили. Щедрин посвящал Плисецкой музыку. Это был очень творческий союз. Они всегда были на связи, созванивались ежедневно, где бы каждый из них ни находился.

Когда в стране началась перестройка, Щедрин стал депутатом Верховного Совета СССР, работал в межрегиональной группе вместе с Сахаровым, Ельциным. Это нестандартный поворот для биографии композитора. Чем он был обусловлен и какие задачи Щедрин хотел решать в этом своем качестве? Вы ведь были его доверенным лицом на выборах?

Валентина Холопова: В депутаты Верховного Совета его избрали от Союза композиторов, и он дал согласие. Чувством гражданина он остро ощущал агонию позднего социализма и необходимость преобразования России. Он думал, что принесет в этом качестве пользу. У него были политические идеи: многопартийность и альтернативность выборов, поэтому он оказался в межрегиональной группе. Но все видели, когда транслировался знаменитый 1-й Съезд народных депутатов СССР, как Родион Щедрин подбежал со своей программой к трибуне, а Михаил Горбачев раздраженно не дал ему слова. Щедрин в те годы каждую трибуну использовал, чтобы сказать о бедствиях оркестров, о необходимости строительства новых концертных залов, о том, чтобы поощрять культурный энтузиазм людей в глубинках, помогать композиторам.

https://rg.ru/2022/12/16/on-vstavil-v-svoj-koncert-chastushku-semenovna-dlia-vseh-eto-bylo-oskorbleniem-duha-rodionu-shchedrinu-ispolnilos-90-let.html