27.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Международный фестиваль Башмета прошел в Ярославле

Как ни ищи закономерностей к XIV по счету фестивалю, они непредсказуемы. Да, фестиваль и в этом году прошел в Ярославле и городах области, не ограничивал себя в жанрах, его частью были мастер-классы лучших профессионалов, школа культурной журналистики и отборочный тур во Всероссийский юношеский симфонический оркестр маэстро Башмета.

Ударными ожидаемо стали гала-открытия, где вместо хитов звучали сочинения Мирзояна, Вайнберга, Уствольской, и вечер барочной музыки Folia-Folies («Фолии, или Безумства») с идеальным пулом солистов-барочников. На традиционный вечер музыки для духовых инструментов в Ярославской филармонии особых надежд не возлагали. А между тем Духовой квинтет Российского национального оркестра удивлял не только афишей, вместившей и нестандартного Бизе/Холкомба, и очень уместного Лядова, но и подходом к подаче программы: вечный любимец публики флейтист Максим Рубцов вписал в скучноватую форму «выставки достижений» интриги, сюжеты и личное обаяние, отчего камерный концерт смотрелся почти блокбастером.Гений не мог умереть, не дописав «Волшебную флейту», и ее герои поддерживали его самыми известными ариями

На фестивале ожидали open air в Ярославском кремле хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе» (музыкальный руководитель и солист Юрий Башмет, драматург Михаил Дурненков, режиссер Павел Сафонов). Но погода свернула проект в зал старинного драматического театра имени Федора Волкова. Конечно, Ярослав Мудрый — Андрей Мерзликин не затерялся и в предложенных обстоятельствах, хотя на сцене толклось больше 200 человек. С этим хаосом пяти хоров, артистов миманса, артистов балета, двух контртеноров, прихотливой партитуры и сдавленного теснотой оркестра «Новая Россия» пытался справиться дирижер Фредди Кадена из экзотического Эквадора.

Музыкально-драматический спектакль «Волшебная флейта. Путешествие» смотрелся в афише черным ящиком. Да, этот странный шедевр Моцарта может быть прекрасен в любом виде, во дворе знаменитого Королевского дворца Венария близ Турина на фестивале Teatro a Corte Тамино был четкий рэпер, а Царица Ночи — певица китайской оперы. Сейчас «…флейта» стала частью спектакля о последних днях жизни гения. Матерый профессионал Владимир Стеклов, воплотив Заказчика-Смерть со скрипучим голосом и безупречными манерами, оттенил талантливую, тонко рефлектирующую, легкую Надежду Лумпову в роли Моцарта. Гений не мог умереть, не дописав «Волшебную флейту», и ее герои поддерживали его самыми известными ариями. Молодыми голосистыми певцами занимался шеф Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

А оркестром «Новая Россия» правил удивительный Юстус Франц. Знаменитый немецкий дирижер, пианист, организатор самых безнадежных и самых нужных миру музыкальных проектов вел спектакль с той деликатной уверенностью, что отличает подвижника от мастерового. В финале 78-летний маэстро, вспорхнув из ямы на сцену, помог выкатить себе рояль и заиграл адажио 23-го концерта Моцарта.

https://rg.ru/2022/05/25/reg-cfo/article-1653410280296834.html