26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Играть — естественно, говорить — честно: душевный реализм Олега Ефремова

Если когда-нибудь поставят аллегорический памятник Человеку Театра, то у него, безусловно, должна быть внешность Олега Ефремова — актера и режиссера, не мыслившего себя без сцены. Для него она была и творческой лабораторией, и пространством для реализации идей, и способом диалога со зрителем, да, собственно, — с жизнью. В чем новаторство создателя «Современника» и звезды советского кино, как он воспринял раскол любимого МХАТа — в материале РИА Новости к 95-летию мастера.

Первые шаги и ориентиры

Его первые творческие шаги в Центральном детском театре уже обсуждала искушенная публика: спектакль «Димка-невидимка» стал легендой. Вроде бы сказка с примесью советской пионерской сатиры, но Ефремов сразу же выдал необычную форму: постановка из нравоучительного морализаторства превратилась в легкий и яркий мюзикл, на который толпами шли и взрослые, и дети.

Как вспоминал сам актер, для него главным ориентиром были великие мхатовские старики. Он все время мысленно примерял на себя их образы, думал, что может перенять у каждого из них.

Несмотря на то что у молодых режиссеров в середине 50-х классический подход системы Станиславского был не в чести, Ефремова, напротив, интересовала возможность возрождения студийного духа, из которого когда-то возникла труппа МХАТа. Оставалось сплотить вокруг себя единомышленников.

Единомышленники

И они нашлись. Студия, которая впоследствии назвала себя «Современником», практически мгновенно обрела популярность, а молодые артисты стали кумирами шестидесятых годов. Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Галина Волчек, Олег Табаков — о них говорили все, кто хоть немного интересовался современным театром.

Когда о спектакле по пьесе Розова «Вечно живые» написали, что спектакль замечательный, но это — «всего лишь хороший МХАТ», Ефремов воспринял такую оценку как высочайшую похвалу. Если даже скептики увидели в его работе продолжение духа труппы Станиславского и Немировича-Данченко, то это означало, что режиссер попал в цель.

https://ria.ru/20221001/efremov-1820586867.html

Фото: https://www.culture.ru/persons/947/oleg-efremov?back=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Fsearch%3Fclient%3Dsafari%26as_qdr%3Dall%26as_occt%3Dany%26safe%3Dactive%26as_q%3D%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%91%D1%80%D0%B0+%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0+%D0%95%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%26channel%3Daplab%26source%3Da-app1%26hl%3Dru