26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В театре Станиславского впервые в России исполнили оперу Верди «Корсар»

Оперы молодого Джузеппе Верди совсем не так популярны, как его зрелые сочинения. А «Корсар» и вовсе можно счесть забытой оперой. Редкая премьера состоялась в Москве по инициативе Феликса Коробова, музыкального руководителя и главного дирижера Музыкального театра (МАМТа), который и собрал команду исполнителей — оркестр, хор и солистов оперной труппы.

У этой оперы судьба не задалась с самого рождения. Ее премьера ожидалась в 1844 году в Венеции, но Верди, недовольный собой и работой либреттиста, к назначенному времени партитуру не завершил. И «Корсар» впервые был поставлен лишь четырьмя годами позже в Триесте на сцене театра Grande, который ныне носит имя автора этой оперы. Верди на премьеру в Триест не приехал, причиной тому послужили разногласия композитора с издательством и руководством театра. Впрочем, это обстоятельство не помешало в 1850 году состояться на этой сцене премьере и другой вердиевской оперы — «Стиффелио». А вот «Корсару» не повезло: после трех представлений он покинул Триест. Вскоре опера была поставлена в Милане, Турине, Венеции и других городах Италии, но народной любви не нашла. И если говорить честно, почему так произошло, непонятно. Разве что в этом виноват сам Верди, который в «каторжный» период своего творчества писал по опере почти ежегодно.

«Корсар» создан по законам истинной оперы, когда формула сюжета складывается из любви, запретной страсти, крови и смерти в финале. Либретто написал любимый соавтор Верди — Франческо Мария Пьяве по одноименной поэме Джорджа Байрона. Верди несколько лет был очень увлечен байроновским романтизмом, и музыка «Корсара» полна созвучных ему красот. Но все же романтический посыл, отражающий вердиевскую преданность идеям движения Рисорджименто, с его перманентным поиском свободы,выглядит лишь фоном для бури лирических страстей. Сюжет оперы далек от литературного оригинала и развивается исключительно в пределах любовного многоугольника.

Пират Коррадо влюблен в красавицу Медору, и эти чувства взаимны. Но во дворце турецкого паши Сеида в плененного Корсара влюбляется другая красавица, Гюльнара, хотя на ее внимание к себе уверенно рассчитывает сам паша. История заканчивается по оперному, а значит, трагически: Коррадо попадает в темницу; Гюльнара убивает Сеида, освобождает Коррадо и бежит с ним на волю, но поздно: Медора, думая, что жениха казнили, принимает яд, а Корсар, узнав об этом, в отчаянье бросается со скалы в морскую бездну.

https://rg.ru/2022/05/09/v-teatre-stanislavskogo-vpervye-v-rossii-ispolnili-operu-verdi-korsar.html