26.04.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Петербурге с аншлагами проходят гастроли московского Театра на Бронной

В Северной столице продолжаются гастроли московского Театра на Бронной. Спектакли показывают на двух сценах Александринского театра — Основной и Новой.

— Этот проект — эксклюзивное событие: на самом деле, в Александринском театре проходит не так много гастролей, мы очень плотно заняты своими репертуарными задачами в течение года, — отметил директор театра Сергей Емельянов. — Спектакли Театра на Бронной — это качественно, высокохудожественно и интересно. Билеты на них практически сразу разлетелись.

— Это первые большие гастроли Театра на Бронной — в его новом качестве — в Петербурге, — сообщил художественный руководитель Константин Богомолов. — За последние три года мы полностью обновили репертуар. Все привезти невозможно, поэтому решили показать самые последние постановки сезона, четыре премьеры: «Платонов болит»  Александра Молочникова, «Вишневый сад» режиссера Микиты Ильинчика, два моих спектакля — «Таня», «Гамлет in Moscow». Наша задача — презентовать театр в его новом состоянии — молодую режиссуру, пополнивших труппу молодых артистов. Волнение, конечно, есть, потому что в Петербурге всегда был и остается очень высокий стандарт. И совсем другие ощущения, когда ты отвечаешь не за один свой спектакль, а представляешь коллектив и отвечаешь за целостные впечатления. Гастроли — это один большой спектакль, здесь важно и то, что происходит между спектаклями, важны настроения, ритм. Мы пытались правильно распределить спектакли. Не буду лукавить, я ощущаю себя мальчиком, который входит во взрослую жизнь. Так было и когда я входил в Театр на Малой Бронной в качестве художественного руководителя.

Директор театра Елена Мироненко дала интервью «РГ».

Насколько важны для вашего театра гастроли в Петербурге?

Елена Мироненко: Гастроли долгожданные, мы думали о них практически сразу, как я пришла работать в театр (февраль 2021). Гастроли в культурной столице России, на сцене театра с богатой историей, первого императорского — это очень ответственно… Но в то время у нас шла большая реконструкция, наш театр размещался во Дворце на Яузе. А еще ситуация с ковидом, ограничения…Как только мы возвратились на свою историческую сцену, снова вернулись к этой идее и обсудили гастрольные планы с Александринском театром. Встретили нас с большим радушием, очень гостеприимно. Представляете, какое восхищение испытали все мы и наши молодые артисты — особенно.

И для меня лично это гордость и честь, а еще и возвращение на свою вторую родину. Я восемь лет жила в Петербурге, помню себя студенткой (я училась в Институте культуры на Дворцовой набережной), когда по «проходкам» оказывалась в Александринке на спектаклях… Этот театр всегда вызывал особый трепет.

Как проходят гастроли? Оправдались ваши надежды?

Елена Мироненко: Оправдались. Для меня неприемлем неуспешный театр. Я была уверена, что гастроли пройдут с успехом. В Москве мы видим интерес зрителей к нашему театру. Вместе с Высшей школой экономики проводили исследование — почему так популярен Театр на Бронной. Многие зрители выбирают наш театр и идут на спектакли, ориентируясь на режиссеров и актерский состав. А от самой постановки ожидают эмоциональный опыт и интерпретированный смысл. Благодаря многообразию репертуара нам удается заинтересовывать самые разные категории зрителей.

Много запросов поступало от петербуржцев в соцсетях, спрашивали, когда мы приедем на гастроли. Художественная политика Константина Богомолова привлекает молодых режиссеров, спектакли Микиты Ильинчика, Александра Молочникова — это «свежий воздух», который интересен питерскому культурному пространству. Мы видим, как у входа в Александринский театр и на его Новую сцену публика спрашивает «лишние билетики», в залах аншлаги, в соцсетях нас благодарят за интересные спектакли, признаются, что получили незабываемые впечатления, испытали восторг…Пишут, что впервые в жизни плакали на спектакле («Таня» Богомолова). Или как восхищались спектаклем Молочникова «Платонов болит», как смеялись.

Надеемся, что наша связь не прервется, и мы будем привозить в Петербург наши новые работы.

Театр активно гастролирует?

Елена Мироненко: В прошедшем сезоне мы были на гастролях в Омске, Новосибирске. Играли спектакли в «малых» городах — в Оренбургской, Курской, Белгородской областях (нас поддерживает Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»). Была большая поездка в Казахстан, в Нур-Султане очень тепло приняли наши спектакли и ждут нашего возвращения.

На новый сезон гастроли пока не планировали — будем обустраиваться после переезда, налаживать жизнь в нашем доме. Будет много обновлений, связанных с новыми технологиями, которые мы используем на сцене, начнем их осваивать.

3 сентября мы открываем сезон. В прошлом сезоне выпустили шесть премьер. Сейчас пригласили на постановки режиссеров Андрея Прикотенко, Романа Самгина, Олега Глушкова. Обновляем репертуар. Нам нужны и детские спектакли, поэтому молодой режиссер Елена Лабутина будет ставить «Незнайку». Константин Богомолов планирует выпустить новые спектакли: «Вы чье, старичье?», «А зори здесь тихие», «Летят журавли».

Проводим экскурсии по нашему историческому зданию и театральному закулисью. Они пользуются большим успехом. В биографии театра присутствуют выдающиеся личности — Марк Шагал, Владимир Маяковский, Евгений Вахтангов, Соломон Михоэлс и другие имена.  Экскурсоводами выступают артисты.

А пополнение труппы все еще происходит? За счет выпускников вузов, а также приглашенных звезд?

Елена Мироненко: На мой взгляд, такого прецедента нет ни в каком другом театре: в прошлом сезоне мы приняли в штат 12 молодых актеров и еще девять в этом, они выпускники разных вузов. Также у нас много приглашенных звезд — Светлана Ходченкова, Никита Ефремов, Яна Кошкина, Игорь Верник, Игорь Миркурбанов и другие артисты помогли нам, когда мы находились во Дворце на Яузе. Труппа у нас сильная, артисты гиперпластичны, могут буквально все, готовы к любому формату. В репертуаре задействованы и ветераны сцены — Людмила Хмельницкая, Вера Майорова, Иван Шабалтас, Виктор Лакирев. Что немаловажно — опытные артисты и молодежь — все учатся друг у друга.

Дмитрий Куличков, актер (с 2019 года состоит в труппе театра), исполнитель роли Игнатова в спектакле Константина Богомолова «Таня»:

— Я свидетель становления нового Театра на Бронной во всем: в пространстве, кадрах, репертуаре, творческом подходе. Очень интересно находиться внутри этого организма. На мой взгляд, здесь сильная, яркая, талантливая труппа, набирающая обороты.

Александра Ребенок, актриса МХТ им. А.П. Чехова:

— Спектакль «Таня» — это полный восторг. Аня Патокина — просто фантастика, глаз не оторвать. Мне очень приятно, что среди молодых артистов есть такие имена. По-моему, она настоящая актриса-открытие.

Маша Шумакова, актриса (с 2019 года состоит в труппе театра):

— У нас в театре сформировалась мощнейшая афиша. Смотрели «Вишневый сад» режиссера Микиты Ильинчика? Тонкий, красивый, щемящий спектакль. Вот когда наблюдаешь падение «уходящей натуры». И страшно жаль, что «уходит» Раневская, сад, вековой шкаф, но по-другому и быть не могло. Закон причинно-следственной связи сильнее слепой надежды. И какой Гаев — Игорь Миркубанов! С гитлеровскими усиками, жуткий, путающий, магнетический. В общем, надо смотреть! Сегодня «Вишневый сад» звучит особенно точно. Закончилось «старое время», а новое пока звучит издалека предчувствием, предсказанием. Срубим сад, построим дачи. И может, к лучшему. Будем трудиться, будем занимать руки. Руки надо занимать, иначе ой как хочется ими размахивать. Цитата из пьесы: «…позволь мне дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать».

https://rg.ru/2022/08/20/v-peterburge-s-anshlagami-prohodiat-gastroli-moskovskogo-teatra-na-bronnoj.html