Из пятнадцати опер, сочиненных Николаем Римским-Корсаковым, пять — это оперы-сказки. Именно о них рассказывает новая выставка в Российском национальном музее музыки.
Однажды Римский-Корсаков сыграл своим гостям фрагмент своей «Сказки о царе Салтане», в котором речь шла о путешествии царицы с сыном в бочке. И на его вопрос, что они представляют себе, слушая эту музыку, гости безошибочно ответили — блистание звезд в холодном небе.
Фрагмент выставки, посвященный опере по сказке Пушкина, полон чудес и раритетов. Рукопись вступления к «Сказке о царе Салтане», ноты — даром что черновик — вписаны собственноручно Римским-Корсаковым в нотный стан рукой твердой и аккуратной. На обложке роскошного, оформленного в «русском стиле» клавира оперы парижского издания — три прекрасных девицы прядут, царь Салтан подсматривает и подслушивает. Сватью бабу Бабариху художник Иван Билибин увидел не сгорбленной старухой, а танцующей девицей.
Из истории в историю переходишь, словно листаешь альбом на глянцевой бумаге: экспрессивные эскизы костюмов из рук Бенуа и Поленова, клавиры в толстых обложках с золотым тиснением и цветными вклейками, многофигурные фарфоровые мизансцены. Жена художника Михаила Врубеля предстает в кокошнике в череде фотографий певцов — участников постановки оперы «Садко», среди которых Шаляпин — и в том самом образе «Волхова» в майолике работы Врубеля.
Для выставки «Царь сказки» свои фонды объединили РНММ и Псковский музей-заповедник.
Другие новости
Оркестры Юрия Башмета и Юрия Темирканова сошлись на одной сцене
Юрий Башмет сыграет один из самых личных концертов в своей карьере
Музыкальный мост дружбы: в Бангкоке состоялся концерт Дениса Мацуева