25.06.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В субботу открываются «Органные вечера в Кусково»

Фестиваль «Органные вечера в Кусково» пройдет уже в четырнадцатый раз в бывшей усадьбе Шереметевых с 25 мая по 7 сентября. Все лето — каждую среду и субботу — будут звучать двадцать пять концертных программ. Выступят выдающиеся органисты — больше четырех десятков из разных российских городов.

О программе года накануне открытия этого праздника музыки «РГ» рассказала директор и художественный руководитель фестиваля, известная органистка Елена Привалова.

Чем «Органные вечера в Кусково» отличаются от тех, что проводятся в концертных залах и храмах?

Елена Привалова: Сейчас интерес к органу огромен. Такой «органный бум», какой сейчас в России, был в свое время и в Европе. Это сакральный инструмент, созданный для богослужения в церкви, но он популяризируется на глазах. На мой взгляд, даже слишком «жестко»: если посмотреть афишу соборов в Москве, то, за исключением храма Святого Людовика, везде звучит бесконечная киномузыка, рок, хоббиты и… «Времена года» Вивальди — несмотря на свою красоту, они стали таким шоколадом для публики, которым вряд ли стоит объедаться.

Наш фестиваль идет путем академичности. При этом учтены и пожелания исполнителей-органистов, которым уже привычно в амплуа легкой музыки. Но наряду с этим у нас очень серьезные академические программы: сольные выступления Даниэля Зарецкого, Александра Князева, Алексея Шевченко — одного из немногих органистов, который находит, к примеру, редчайшие произведения «русских немцев», живших в России.

Летние фестивали часто объединяют музыку и природу. Почему 15 лет назад органный фестиваль решили проводить именно в этой усадьбе?

Елена Привалова: Работая на фестивале «Серенады в Кусково», я познакомилась с директором музея-усадьбы Сергеем Владимировичем Авдониным и просто влюбилась в это место: оно буквально создано для камерного музицирования. На открытии 25 мая нам обещают теплую и солнечную погоду — но здесь прекрасно и когда дождливо, пасмурно. За 14 лет фестиваль вырос в масштабный проект со множеством участников, большим разнообразием программ, в которых орган сочетается с различными инструментами.

Этим летом орган будет звучать с аккордеоном и домрой, саксофоном и дудуком, кельтской флейтой и японской арфой тайсёгото…

Елена Привалова: Пожалуй, нет ни одного инструмента, с которым бы орган не сочетался. Не зря его называют королем инструментов и сравнивают с оркестром. Впервые на нашем фестивале с органом зазвучит домра. Это струнно-щипковый инструмент, ближайший родственник мандолины, а у Вивальди есть прекрасные концерты для мандолины и струнного оркестра. Помимо итальянской музыки, домристка Екатерина Мочалова и органистка Евгения Кривицкая исполнят сочинения современных композиторов — Александра Чайковского и Эльмира Низамова.

Такой «органный бум», какой сейчас в России, был в свое время и в Европе

Не секрет, что приобрели орган для Кусково по вашей инициативе…

Елена Привалова: На самом деле мне очень повезло: покупала трехмануальный орган для своих занятий, а он оказался отличным концертным инструментом. Несмотря на то что инструмент электронный, он обладает мощной динамикой, множеством красивейших тембральных красок, звучит полно и ярко.

А где находится ваш любимый орган?

Елена Привалова: У каждого органа, особенно у старинных, свое лицо. Очень люблю орган Домского собора в Риге, в словенском Копере — швейцарский орган в традициях французского органостроения. Похожий, но более грандиозный инструмент — у нас в Москве, в Зарядье. Он, наверное, мой самый любимый. У него две кафедры, одна из них на сцене. Чаще всего в соборах органист не виден, это ангел, который где-то там творит… В Зарядье же можно быть на сцене, перед публикой, здесь энергетика сильнее.

Много еще идей для вашего фестиваля на будущее?

Елена Привалова: Один раз я хотела сделать фестиваль, целиком посвященный Баху. И это почти удалось, половина сольных программ включала музыку великого гения. Заветная мечта — за один сезон исполнить все его органные сочинения. Но это во многом зависит от исполнителей.

Мне важно, чтобы на фестивале играло как можно больше музыкантов. Сама я играю только на открытии, закрытии и один концерт в середине. Программа фестиваля — это «коллективный разум», при всем желании, без исполнителей не воплотишь свои идеи…

https://rg.ru/2024/05/23/sygraem-vsego-baha.html