Во Владивостоке 255-й год со дня рождения великого русского поэта отметили премьерой спектакля «Пушкин жив» по известному циклу драматических пьес для чтения, написанному Александром Сергеевичем в Болдине.
Как заявил накануне премьеры худрук Приморского драматического театра имени М. Горького, народный артист РФ Ефим Звеняцкий, «заполнение репертуара произведениями русской классической литературы — важная часть репертуарной политики». В театре идет постановка по рассказам Чехова, теперь и Пушкин, в перспективе — спектакль по произведениям Лермонтова.
Художник-постановщик Андрей Климов (Москва), с которым театр сотрудничает давно, предложил привлечь молодых режиссеров Максима Иванова и Марину Ведяскину.
— Они из новой плеяды режиссеров образованных, тонко разбирающихся в сути того, над чем работают. Они не боятся обыгрывать костюмы, декорации, детали на сцене, не боятся зрелищности. Времена минимализма в театрах проходят, чему я очень рад, — прокомментировал Андрей Климов.
Идея поставки режиссеров вдохновила. По словам Максима Иванова, они обучались в Российском университете театрального искусства (ГИТИС), в творческой мастерской народного артиста РФ Александра Галибина и режиссера Игоря Яцко, и им довелось часто соприкасаться с творчеством Пушкина.
У поэта в основе сюжетов четырех одноактных пьес — человеческие страсти (любовь, ненависть, скупость, зависть). Режиссеры оставили за кадром тему скупости, объединив в единый сюжет пьесы «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
— Пушкин — не драматург, он писал «Маленькие трагедии» для чтения в литературном салоне, то есть драматическая форма — некий литературный прием. Мы решили инсценировать атмосферу аристократического салона, как-то оживить текст, чтобы это было не просто чтение стихов, создать некий мост между сценой и зрительным залом, — рассказал о замысле Максим Иванов.
Центральные фигуры постановки — Моцарт и Сальери. На сцене они сидят на противоположных концах длинного стола, а их гости пируют, веселятся и грустят, разыгрывая сюжеты из «Маленьких трагедий», где царит то любовь, то ненависть, то зависть… Из уст героев звучат слова «Юность любит радость», и, по словам режиссеров, это девиз спектакля. Именно такого — юного, радостного, нескучного, неназидательного и нехрестоматийного — Пушкина они увидели и захотели донести свой взгляд до зрителей.
После просмотра спектакля мнения разделились. Кому-то понравилось, как авторы инсценировки «элегантно, по-эстетски (в лучшем смысле слова), филигранно соединили три истории в одну, то переплетая, то разводя их в стороны». Те, кто помнит классические постановки и накал страстей героев Пушкина в блистательном трехсерийном фильме Михаила Швейцера, где Моцарта играл Валерий Золотухин, Сальери — Иннокентий Смоктуновский, а Дона Гуана — Владимир Высоцкий, были категоричны: «Это не Пушкин!». Так что Александр Сергеевич, действительно, жив. Наверняка, многим захотелось перечитать «Маленькие трагедии» и увидеть на внутреннем экране своего Пушкина.
Другие новости
Взрослая клоунада: Чем удивят в новом «Театре на Цветном»
В Москве вручат «Звезду Театрала»
Театральная всемирность: Чеховский фестиваль объявил программу