Весь прошлый год для Омской драмы пролетел под знаком юбилея — театр, воспитавший не только выдающихся актеров — таких как Михаил Ульянов, Вацлав Дворжецкий, Юрий Кузнецов, — но и доброжелательную, понимающую, разборчивую публику, отмечал 150-летие и праздновал врученные почетные награды и звания. Но это вчера. А что — завтра? Не случайно Омск для знатоков и театралов с давних пор — особый город. Так что завтра, по словам главного режиссера Георгия Цхвиравы, обещает быть не менее интересным.
До конца января состоится премьера «Не боюсь Вирджинии Вульф» по мотивам пьесы Эдварда Олби. В театре эту пьесу ставили еще в 1970-х. Но теперь здесь решили вернуться к легендарным спектаклям, в свое время собиравшим аншлаги. В современной интерпретации они должны звучать по-новому. Режиссер новой постановки Константин Соя говорит о парадоксах в судьбах персонажей этой пьесы: «С одной стороны, вижу взрослых людей, семейная жизнь которых кажется адом, а с другой — между ними есть настоящее чувство, любовь… На мой взгляд, самый главный вопрос здесь: как спасти любовь в браке и как жить без иллюзий, сохраняя чувства друг к другу вопреки всему?»
На Основную сцену Омского театра уже с успехом вернулся спектакль «Любовь и голуби», который омичи ставили когда-то первыми в стране — еще до выхода на экраны знаменитого фильма. Теперь это мюзикл с костюмами в стиле примитивного искусства, оригинальной хореографией и живым оркестром. «Зрители приняли эту постановку тепло. И мы решили не останавливаться. Готовим еще один музыкальный спектакль по известному советскому произведению (пока это секрет)», — сохраняет интригу главный режиссер Георгий Цхвирава.
Секреты секретами, но как же без Булгакова — кругом российские театры ставят его наперебой, сплошь «Мастера и Маргариты» и «Собачьи сердца». На этот счет Цхвирава успокаивает: «Я тоже приступил к репетициям «Зойкиной квартиры». Это мой третий подход к Булгакову. Премьера состоится в мае. Тройка — хорошая цифра».
Год начался — а между тем заметим: интерес к театру очевиден — билеты на премьеры раскуплены как минимум на два месяца вперед. Жаль, зал в театре невелик.
— Да, теснота не позволяет нам развернуться, — делится Георгий Цхвирава. — Своего пространства крайне мало, негде хранить декорации. У театра, построенного 150 лет назад для небольшого города, даже нет двора. Поэтому каждый метр на учете. Для постановок используем Основную, Камерную сцены, пространство под сценой. Экспериментируем даже в подвале. Впрочем… это не только из-за тесноты.
Для экспериментов в подвале драмтеатра в Омске имеются исторические основания.
Дело в том, что прежде на месте театра располагались каторжные казармы, где сидел Федор Достоевский. В подвале даже обнаружили камень, на который нанесены годы заключения писателя. И Раскольникова он тоже «сослал» в острог на берегу Иртыша. Так что не случайно именно в это пространство решили вместить постановку «Свидригайлов. Сны» по мотивам романа «Преступление и наказание». И попали в точку.
Что еще в планах у Цхвиравы? Кроме прозы — есть еще поэзия.
«Планирую замкнуть триптих поэтического театра. Первой была постановка, посвященная памяти основателя «Приюта комедиантов» Юрия Томошевского. Затем — поэзоконцерт на стихи Николая Рубцова и Бориса Рыжего. Завершит трилогию творчество «перестроечного» Егора Летова».
В списке ожидаемых премьер Омского драмтеатра — и «С вечера до полудня» Розова, и «Обыкновенное чудо» Шварца, и «Вино из одуванчиков» Брэдбери.
Главреж Цхвирава деликатен, но строг. Репетиции для него — святое. Любит хорошее грузинское вино, но презирает алкоголиков, в труппе их не существует в принципе. Его никто и никогда не видел в театре в верхней одежде, а на сцене — в уличной обуви. Он категорически никуда не опаздывает. Требует того же от труппы. И живет со вкусом: «Мне повезло. С тех пор как окончил ГИТИС, я зарабатываю на жизнь тем, что люблю. Бывают, конечно, непонимание и бессонные ночи, неудачи и отчаяние. Ты должен умереть в спектакле, тебя на сцене будто и нет, работа режиссера неимоверно сложна — но я ее люблю и времени не замечаю. А полные залы — нам награда».
Раньше для города огромным событием были приезжающие лучшие спектакли национального фестиваля «Золотая маска». Продолжится ли эта традиция, пока не ясно — многое меняется, — но здесь надеются на то, что лучшее — останется. В прошедшем году спектакли Омской драмы с успехом прошли на сцене Театра Вахтангова в Москве, а также в МДТ — Театре Европы и Театре на Васильевском в Петербурге. В новом году ожидаются гастроли в Магнитогорск. А дальше, заглядывая вдаль, в июнь 2026-го, — омичи ждут к себе вахтанговцев, с которыми дружат давно.
https://rg.ru/2025/01/21/reg-sibfo/chto-skryvaetsia-v-podvale.html
Другие новости
110 лет назад родился Владимир Зельдин. Вспоминаем пять его самых ярких образов
МЕДИЦИНСКИЙ КЛОУН ПРОВЕДЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Почему премьера проекта «Две Анны» может стать одним из ярчайших событий сезона