10.02.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

В Омск вернулись «Любовь и голуби» и «Вирджиния Вулф»

Весь прошлый год для Омской драмы пролетел под знаком юбилея — театр, воспитавший не только выдающихся актеров — таких как Михаил Ульянов, Вацлав Дворжецкий, Юрий Кузнецов, — но и доброжелательную, понимающую, разборчивую публику, отмечал 150-летие и праздновал врученные почетные награды и звания. Но это вчера. А что — завтра? Не случайно Омск для знатоков и театралов с давних пор — особый город. Так что завтра, по словам главного режиссера Георгия Цхвиравы, обещает быть не менее интересным.

До конца января состоится премьера «Не боюсь Вирджинии Вульф» по мотивам пьесы Эдварда Олби. В театре эту пьесу ставили еще в 1970-х. Но теперь здесь решили вернуться к легендарным спектаклям, в свое время собиравшим аншлаги. В современной интерпретации они должны звучать по-новому. Режиссер новой постановки Константин Соя говорит о парадоксах в судьбах персонажей этой пьесы: «С одной стороны, вижу взрослых людей, семейная жизнь которых кажется адом, а с другой — между ними есть настоящее чувство, любовь… На мой взгляд, самый главный вопрос здесь: как спасти любовь в браке и как жить без иллюзий, сохраняя чувства друг к другу вопреки всему?»

На Основную сцену Омского театра уже с успехом вернулся спектакль «Любовь и голуби», который омичи ставили когда-то первыми в стране — еще до выхода на экраны знаменитого фильма. Теперь это мюзикл с костюмами в стиле примитивного искусства, оригинальной хореографией и живым оркестром. «Зрители приняли эту постановку тепло. И мы решили не останавливаться. Готовим еще один музыкальный спектакль по известному советскому произведению (пока это секрет)», — сохраняет интригу главный режиссер Георгий Цхвирава.

Секреты секретами, но как же без Булгакова — кругом российские театры ставят его наперебой, сплошь «Мастера и Маргариты» и «Собачьи сердца». На этот счет Цхвирава успокаивает: «Я тоже приступил к репетициям «Зойкиной квартиры». Это мой третий подход к Булгакову. Премьера состоится в мае. Тройка — хорошая цифра».

Год начался — а между тем заметим: интерес к театру очевиден — билеты на премьеры раскуплены как минимум на два месяца вперед. Жаль, зал в театре невелик.

— Да, теснота не позволяет нам развернуться, — делится Георгий Цхвирава. — Своего пространства крайне мало, негде хранить декорации. У театра, построенного 150 лет назад для небольшого города, даже нет двора. Поэтому каждый метр на учете. Для постановок используем Основную, Камерную сцены, пространство под сценой. Экспериментируем даже в подвале. Впрочем… это не только из-за тесноты.

Для экспериментов в подвале драмтеатра в Омске имеются исторические основания.

Дело в том, что прежде на месте театра располагались каторжные казармы, где сидел Федор Достоевский. В подвале даже обнаружили камень, на который нанесены годы заключения писателя. И Раскольникова он тоже «сослал» в острог на берегу Иртыша. Так что не случайно именно в это пространство решили вместить постановку «Свидригайлов. Сны» по мотивам романа «Преступление и наказание». И попали в точку.

Что еще в планах у Цхвиравы? Кроме прозы — есть еще поэзия.

«Планирую замкнуть триптих поэтического театра. Первой была постановка, посвященная памяти основателя «Приюта комедиантов» Юрия Томошевского. Затем — поэзоконцерт на стихи Николая Рубцова и Бориса Рыжего. Завершит трилогию творчество «перестроечного» Егора Летова».

В списке ожидаемых премьер Омского драмтеатра — и «С вечера до полудня» Розова, и «Обыкновенное чудо» Шварца, и «Вино из одуванчиков» Брэдбери.

Главреж Цхвирава деликатен, но строг. Репетиции для него — святое. Любит хорошее грузинское вино, но презирает алкоголиков, в труппе их не существует в принципе. Его никто и никогда не видел в театре в верхней одежде, а на сцене — в уличной обуви. Он категорически никуда не опаздывает. Требует того же от труппы. И живет со вкусом: «Мне повезло. С тех пор как окончил ГИТИС, я зарабатываю на жизнь тем, что люблю. Бывают, конечно, непонимание и бессонные ночи, неудачи и отчаяние. Ты должен умереть в спектакле, тебя на сцене будто и нет, работа режиссера неимоверно сложна — но я ее люблю и времени не замечаю. А полные залы — нам награда».

Раньше для города огромным событием были приезжающие лучшие спектакли национального фестиваля «Золотая маска». Продолжится ли эта традиция, пока не ясно — многое меняется, — но здесь надеются на то, что лучшее — останется. В прошедшем году спектакли Омской драмы с успехом прошли на сцене Театра Вахтангова в Москве, а также в МДТ — Театре Европы и Театре на Васильевском в Петербурге. В новом году ожидаются гастроли в Магнитогорск. А дальше, заглядывая вдаль, в июнь 2026-го, — омичи ждут к себе вахтанговцев, с которыми дружат давно.

https://rg.ru/2025/01/21/reg-sibfo/chto-skryvaetsia-v-podvale.html