В этом году спектакли, борющиеся за награды главной театральной премии страны, в большинстве вновь будут показаны на столичных подмостках. Постановки из Уфы представлены сразу в двух номинациях — «балет» и «опера». Хотя по сути «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» — мультижанровый проект, где в попытке художественным языком к прошедшему юбилею великого композитора, пианиста и дирижера рассказать о его биографии и судьбе оказались переплетены танец, вокал, фортепианная и симфоническая музыка. Постановочную команду спектакля составили автор идеи и либретто, сценограф и художник по костюмам Иван Складчиков, режиссер-хореограф и исполнитель титульной роли Олег Габышев и дирижер Феликс Коробов.
Партитура спектакля составлена не только из фрагментов сочинений Рахманинова, но и Чайковского, Черни, Мусоргского. Особый акцент в постановке сделан на дружбе Рахманинова с Шаляпиным, поэтому одним из самых эмоциональных эпизодов постановки (по замыслу авторов она состоит из девяти снов) неожиданно становится сцена смерти царя Бориса. Роль Шаляпина исполняет знаменитый бас и худрук театра Аскар Абдразаков. А предчувствие гибели, как и ощущение нереализованности гения, проходит красной нитью через весь спектакль, решенный в мистическом ключе.
«В ночь лунного затмения» — совсем другая история. Это национальная башкирская классика: опера композитора Салавата Низаметдинова по одноименной пьесе Мустая Карима, 105-летию со дня рождения которого и была посвящена премьера. В работе над спектаклем встретились опыт и молодость: за дирижерским пультом — Валерий Платонов, трудившийся вместе с композитором над партитурой перед мировой премьерой в 1996 году и знающий ее внутренние смыслы от автора, а режиссером выступила Ляйсан Сафаргулова, с максимализмом юности расставившая драматические акценты.
Основная идея в том, что истинная любовь выше всяческих предрассудков, только она способна подарить бессмертие и свободу человеческому духу. Среди степного народа бродит бедняжка Диуана (Юродивый), которого Аллах обидел разумом, — плод греховной любви… Именно Диуана (запоминающаяся работа тенора Василия Ефимова) и рассказывает притчу об орлице, которая приносит в жертву одного из своих птенцов, что становится пророческой метафорой. Страсть — запретная и благородная — раскручивает жестокий сюжет.
«В ночь лунного затмения» стала главным творением Салавата Низаметдинова. В ней есть и красота экспрессионизма, и диссонантная задиристость, и лирическая певучесть в тот самый момент, когда герои говорят о своей любви. Конечно, есть и этнические элементы, но нет паразитирующего, вульгарного «заигрывания» с фольклором и примитивной «принудительной» стилизации. Даже либретто Рустэмом Галеевым написано на русском, а не на башкирском языке, как можно было того ожидать. Это очень серьезная, впечатляющая партитура конца XX века, достойная совсем не регионального внимания и признания.
Гастроли Башкирского театра оперы и балета «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» и «В ночь лунного затмения» в рамках фестиваля «Золотая маска» на Новой сцене Большого театра России, Москва, 18 и 19 апреля
Другие новости
Спектакль «Чрево» МХТ Чехова показали на Международном фестивале прогрессивных театров в Каракасе
Севастопольский театр оперы и балета впервые в Москве
Театр балета Бориса Эйфмана покажет новосибирцам постановки по романам классиков