12.10.2024

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

«Утиная охота» в Театре Вахтангова: Как мрачную пьесу Вампилова сделали светлой

Театр им. Вахтангова представил первую премьеру сезона — «Утиную охоту» Аскара Галимова. Постановка стала хитом еще до официальной премьеры — билетов не достать до конца года! Хотя, казалось бы — режиссер-дебютант, камерная сцена… Но зритель предчувствует событие и не ошибается. Эта «Утиная охота» — не милое ретро, не просто еще одна попытка разгадать одну из самых таинственных пьес Александра Вампилова. Это три с половиной часа подлинной жизни. Три часа на одном дыхании — и слезы в конце: то ли от радости, то ли от боли.

Приме Вахтанговского театра Людмиле Максаковой и главному режиссеру Анатолию Шульеву понравился дипломный спектакль Аскара Галимова в ГИТИСе — так симпатия переросла в сотрудничество. Сам 29-летний режиссер в процессе репетиций думал о своей семье: «Утиная охота» стала для меня поводом для размышлений об отношениях между моими родителями, о моих непростых взаимоотношениях с отцом», — рассказывает он и подчеркивает: актеров выбирал больше месяца. В итоге на главную роль утвержден Максим Севриновский — его Зилов держит зрителя в оцепенении все два акта. В чем секрет? Играть надо не абстракцию, а личное, отвечает артист. И когда в его глазах появляются слезы, настойчивые журналисты отступают…

Это не поза — тот, кто видел Севриновского, вряд ли забудет его роли и их сдержанную, но мощную внутреннюю энергию. Зилов — еще одна убедительная сольная работа, и снова в центре внимания герой, словно застрявший между временами и мирами. Потерянный, надломленный, но силящийся найти смысл, чтобы жить дальше.

Что, собственно, происходит с обычным советским инженером? Он молод, его ценят на работе, у него жена и не менее прекрасные любовницы, недавно получил квартиру, о которой коллеги только мечтают… Но ему будто все безразлично, он ждет одного — отправиться, наконец, на утиную охоту. Она — способ вырваться, забыться. И показная веселость, резкий цинизм — это попытки Зилова сбежать от себя самого. Своим равнодушием герой рушит и жизнь тех, кто вокруг. А когда осознает, что жена Галя (очаровательная роль Полины Чернышовой) — единственный человек, которого он по-настоящему любил, в котором было сосредоточено все светлое и счастливое, уже слишком поздно.

Сборы на охоту продолжаются и продолжаются. Затяжной дождь идет и идет… И вот уже официант Дима (Данила Гнидо), моющий полы в кафе «Незабудка», машет не шваброй, а словно Харон веслом. У Аскара Галимова герой доводит задуманное до конца: собравшиеся над его телом родные и знакомые — это первая сцена спектакля. Конец известен с самого начала, но чем дальше — и это какое-то чудо — мрак не сгущается, а рассеивается, достигая почти прозрачности в финале. Зилов с женой снова проигрывают сцену из своего прошлого — это один из вечеров, когда они были влюблены. Но если до этого попытка вспомнить все до каждой реплики оборачивается фарсом и ссорой, то теперь, в финале, все становится фактически камертоном постановки.

Тут-то и расшифровывается необычная сценография спектакля. Мозаичные полы, своды, подножия из осыпающегося кирпича… В самом конце луч фонаря будто ненароком падает на один из сводов, а там фрески с нимбами. Оказывается, все происходит в храме, но храме оскверненном — теперь это планетарий… «Я бы хотела обвенчаться с тобой в церкви», — говорит Зилову Галина. И это — о невозможности счастья. Ведь церкви нет. Но склоненные лики на апсидах говорят об обратном. Есть любовь, есть прощение. И счастье — есть.

— Нам очень хотелось вытащить эту пьесу Вампилова из быта, в ней ведь очень много образного, в ней есть элемент притчи — а на эту территорию очень редко заходят, — уверен Максим Севриновский. — Аскар Галимов в хорошем смысле наивный режиссер, он верит в светлый театр, и благодаря этому его качеству, очень темная на самом-то деле пьеса зазвучала совсем иначе. Наш спектакль про большую любовь, но и про то, что она может сломаться.

https://rg.ru/2024/09/30/teatr-vahtangova-predstavil-pervuiu-premeru-sezona-utinuiu-ohotu.html