Дух Булгакова крепко проник в Театр Наций. Кажется, еще даже до относительно недавней постановки «Мастера и Маргариты», которая была представлена там. Вот и «Последнее лето» — первый премьерный спектакль нового сезона, который поставил молодой режиссер Даниил Чащин по пьесе «Куоккала» Анны Козловой, способен разбередить душу булгаковской нотой, ощущением не самого «Бега», а его преддверия.
Время действия — 1916 год. Дачи под Санкт-Петербургом, где проводит летние дни интеллигенция — как у Чехова или в ранних фильмах Михалкова. Куоккала — финское название поселка Репино. Там было принято жить размеренной дачной жизнью, играть на рояле, пить чай и иногда шампанское, устраивать поэтические вечера. Но отчего же на декорациях к этому дачному действу бабочки черные, и пол на сцене имитирует застывшую грязь?
Первым появляется на сцене Вениамин Смехов в очках и уютном жилете, и мы узнаем, что все случившееся — его воспоминания — то, что происходило, когда он был маленьким мальчиком. Смехов делает то, что он прекрасно умеет: читает стихи. Так, спектакль начинается со стихотворения Давида Самойлова «Выезд». «Помню — папа еще молодой, Помню выезд, какие-то сборы…»
И дальше в эту дачную жизнь, которая вся ежится-кукожится в предчувствии какой-то большой грозы и беды, врывается мистическая линия. Вначале спиритический сеанс, а затем — карты Таро, с помощью которых маленький мальчик Ники (юный актер Андрей Титченко) предсказывает будущее. Сердце съеживается в комок в узнавании зрителем этого будущего, которое принес ХХ век, и невозможности ничего изменить. А еще — в проекции этого будущего на настоящее.
Можно писать об этом спектакле, отмечая игру Юлии Пересильд и Михаила Тройника, восхищаясь Вениамином Смеховым и чудесным маленьким мальчиком — интеллигентным, в очках. А какой Виталий Коваленко в роли врача! Кажется, ему стоит переиграть всех чеховских героев, и везде он будет на своем месте.
Можно пожурить молодого режиссера за нарочитое использование Вертинского и молитвы, введенные в спектакль, что совсем уж «на разрыв». То есть сделать все, как положено, по жанру рецензии. Но почему-то хочется взяться за голову и, как одна из героинь второго плана — прислуга-повариха в «Куоккале», кричать долгое и беззвучное, протяжное и глубокое, в надежде, что никто это не увидит и не услышит. Потому что, как говорится в этой постановке, люди ничего слышать не хотят.
Спектакль обязательно стоит посмотреть. Терапия этой постановки совершенно очевидна. Она «прорабатывает» травмы, нанесенные любым военным временем. После просмотра трудно уснуть и еще долго звучат в ушах бессмертные строчки Самойлова в исполнении Смехова из стихотворения «Выезд» — им и заканчивается спектакль: «…И куда-то мы едем. Куда? Ах, куда-то, зачем-то мы едем…»
Ближайшие спектакли — 25, 26, 27 сентября.
Анна Козлова известна и как автор популярных сериалов «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Медиатор», «Самка богомола», «Кеша должен умереть» и других. А сериал, поставленный режиссером Даниилом Чащиным «Райцентр», — по мнению автора этих строк, один из лучших, снятых в этом году.
Прямая речь
Даниил Чащин, режиссер:
«При всей тяжести темы мне бы хотелось, чтобы в спектакле было ощущение нежности и света, он для меня, прежде всего, про семью и про поиск дома, в широком смысле этого слова. А еще про память о счастливом времени, которое герои тщетно пытаются удержать, а оно истончается и испаряется. Отсюда и название — «Последнее лето»».
Между тем
Чтобы глубже понять атмосферу дачной жизни начала XX века, актеры и режиссер спектакля посетили село Репино. Такие творческие командировки стали традицией для Театра Наций. Первая прошла в селе Сростки при подготовке к спектаклю «Рассказы Шукшина», далее творческая команда спектакля «Иванов» посещала музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово», а создатели постановки «Живой Т.» — музей-усадьбу «Ясная поляна» и мемориальный музей памяти Льва Толстого «Астапово».
https://rg.ru/2023/09/24/teatr-nacij-predstavil-premeru-poslednee-leto-s-peresild-i-smehovym.html
Другие новости
Аргументы Недели → Культура → Театры13+В Театре на Трубной «Школа современной пьесы» рассказали о премьере спектакля «Безумные влюбленные»
Директор Большого театра получил еще одну должность
Константин Богомолов ищет героев нового авторского проекта