Всего несколько дней до закрытия необычного «театрального сезона». В павильоне N42 на ВДНХ (Центр национальных конных традиций) идет спектакль «Мир на двоих». Артисты демонстрируют нечеловеческие таланты.
Морковка для Ататюрка
Нечеловеческий — определение, которое надо понимать буквально. На сцене срывают овации Лаванда, Санта Изабель, Ататюрк, Доминик и др. Это не сценические псевдонимы, а клички. Актеры — уэльские пони, орловские рысаки, ахалтекинцы, арабы и самая большая группа лошадей — русской верховой породы. В общем, полный Восторг. С большой буквы — потому что и это лошадка белорусской упряжной породы.
Спектакль Конного театра Кремлевской школы верховой езды представлен широкому зрителю в конце декабря 2024 года. Он об истории дружбы человека и лошади, поставлен по мотивам поэмы актера и поэта Дмитрия Беседы «Стихи о забытом друге».
Кажется, что лошади настолько вовлечены в представление, что думают, что они люди. Кланяются, танцуют. Вальяжно присев, наслаждаются игрой на скрипке (для них музицирует лауреат и дипломант международных конкурсов Полина Александрова). Конечно, от небольшого стимула в виде морковки не отказываются. А почему бы и нет?
Спектакль идет до 19 января. Желающим надо поторопиться: осталось два представления: 18 января в 18.00 и 19-го — в 16.00. Возможно, возобновят весной. Но человек предполагает, а жизнь располагает. Поживем — увидим.
От Америки до Африки
Первые лошади на нашей планете появились 50-55 млн лет назад. Мучить вас заумными названиями, которые им дали ученые, не стану. Их и не выговорить. Первые пралошадки больше походили на лисиц, затем в ходе эволюции «подросли» до размеров волков. А 5 млн лет назад стали такими, при виде которых каждый скажет: лошадь! Хотя и размером с пони.
Считается, что родина первых коней — Северная Америка. А Homo sapiens, человек современной анатомии, пришел в этот мир 300 000 лет назад, в Африке. Поэтому кто на Земле хозяин, а кто пришел к нему в гости — сами решайте. Было время, когда хомо сапиенсов было мало, а лошадей много. Сегодня наоборот, лошади медленно вымирают: и численно, и даже целыми породами. Сто лет назад на планете жили 130 млн лошадей и 1,8 млрд людей. Считаем: на одного коня 14 человек. Сегодня в мире 58 млн лошадей. А людей на планете 8,1 млрд. Выходит, что на каждого коня уже 138 человек! И в нашей стране лошадей все меньше. В Российской империи в 1914 году жили 35 млн коней и 165,7 млн людей. Сегодня — 144,4 млн граждан и 1,3 млн лошадок.
Это не плохо и не хорошо — неизбежно. Танки и тракторы сделали коней ненужными в поле и в бою. Но — немного грустно.
«В свое время лошадь была не роскошью, а средством передвижения и верным боевым товарищем, — отмечает гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. — Мне бы хотелось, чтобы современные всадники уважительно относились к коню. Знаете, лошадь без человека останется лошадью, а всадник без лошади не будет всадником».
И только в конных театрах торжествует справедливость. В спектакле играют артисты Конного театра Кремлевской школы верховой езды Аида Гаджимирзаева, Вадим Колодочкин, Полина Александрова, Мария Сулацкова, Инга Бессонова, Никита Трухин. Старший тренер — Раиса Шанина.
Возможно, пришло время создать сайт всех конных театров России
За счет участия юных красавиц хореографического коллектива «Альтаир» людей временами на сцене больше, чем лошадей. А временами — меньше. Есть сцены, где кони доминируют, особенно в номерах, где только Аида и Вадим.
Выделить какой-то номер сложно. Вероятно, каждый найдет что-то, что поразит его воображение. Например, «Пируэт лошадей» — синхронные повороты на задних ногах двумя лошадьми. Не забывайте, что перед вами не пони — лошадь весит до полутонны. Но ведь танцует, и как! Есть и особо весомый артист: владимирский тяжеловоз Галантный! Весит — под тонну. К счастью, на задних ногах не танцует. Но полноценно отрабатывает свою роль, получая заслуженные овации. В будущем году компанию Галантному на манеже составят советский и русский тяжеловозы — Ледник и Ричард. Сейчас «богатыри» только осваивают профессию артистов.
Вообще-то тяжеловозы не частые гости на театральных подмостках. Их выводили специально для работы, требующей силы и выносливости. Театральным дебютом в России тяжеловозов можно считать выступление немецкого берейтора Мартины Штеммлер Герузель на фестивале «Спасская башня». Было это в 2022 году.
Мартина выступала с кобылами Катюша и Шоколадка: выездка в стиле барокко. Деталь: 20 лет назад Мартина сломала позвоночник, оказалась прикованной к инвалидному креслу. Продолжала работать с лошадьми как тренер, и… Случилось чудо. Встала на ноги, вернулась в седло. Расскажите теперь, что лошади отнюдь не волшебники. И что нас, людей, они не исцеляют.
Ну ты и артист
В СМИ и блогосфере встречаются репортажи о конных театрах, где авторы пишут: «единственный в стране». Просто не знают, что их театр отнюдь не один.
Может, пришло время создать единый сайт всех конных театров России? Познакомятся, обменяются опытом, будут виртуально ходить (скакать) в гости? Такие театры есть во Владикавказе, в Абрау-Дюрсо, в деревнях Лепсари и Нестерково под Санкт-Петербургом, в Геленджике, в Сочи и др. регионах. Еще больше их за рубежом: парижский «Зингаро», Театр Благородной Лошади в Чикаго, китайский «Хэйлань». В Дубае — конный цирк Al Saheel. Есть и балет: спектакль «Как танцуют андалузские лошади» прославил Королевскую школу верховой езды в испанском Хересе. А «Балет белых жеребцов» в Вене от Испанской школы верховой езды удостоен высшего признания. Школу ЮНЕСКО объявило объектом нематериального культурного наследия человечества.
Нам думать о признании на уровне ЮНЕСКО, пожалуй, еще рано. Но конный балет в России определенно не будет лишним.
Другие новости
110 лет назад родился Владимир Зельдин. Вспоминаем пять его самых ярких образов
МЕДИЦИНСКИЙ КЛОУН ПРОВЕДЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Почему премьера проекта «Две Анны» может стать одним из ярчайших событий сезона