10.02.2025

NEOКультура

Новости культуры и шоу-бизнеса

Спектакль Кремлевской школы верховой езды рассказывает о дружбе человека и лошади

Всего несколько дней до закрытия необычного «театрального сезона». В павильоне N42 на ВДНХ (Центр национальных конных традиций) идет спектакль «Мир на двоих». Артисты демонстрируют нечеловеческие таланты.

Морковка для Ататюрка

Нечеловеческий — определение, которое надо понимать буквально. На сцене срывают овации Лаванда, Санта Изабель, Ататюрк, Доминик и др. Это не сценические псевдонимы, а клички. Актеры — уэльские пони, орловские рысаки, ахалтекинцы, арабы и самая большая группа лошадей — русской верховой породы. В общем, полный Восторг. С большой буквы — потому что и это лошадка белорусской упряжной породы.

Спектакль Конного театра Кремлевской школы верховой езды представлен широкому зрителю в конце декабря 2024 года. Он об истории дружбы человека и лошади, поставлен по мотивам поэмы актера и поэта Дмитрия Беседы «Стихи о забытом друге».

Кажется, что лошади настолько вовлечены в представление, что думают, что они люди. Кланяются, танцуют. Вальяжно присев, наслаждаются игрой на скрипке (для них музицирует лауреат и дипломант международных конкурсов Полина Александрова). Конечно, от небольшого стимула в виде морковки не отказываются. А почему бы и нет?

Спектакль идет до 19 января. Желающим надо поторопиться: осталось два представления: 18 января в 18.00 и 19-го — в 16.00. Возможно, возобновят весной. Но человек предполагает, а жизнь располагает. Поживем — увидим.

От Америки до Африки

Первые лошади на нашей планете появились 50-55 млн лет назад. Мучить вас заумными названиями, которые им дали ученые, не стану. Их и не выговорить. Первые пралошадки больше походили на лисиц, затем в ходе эволюции «подросли» до размеров волков. А 5 млн лет назад стали такими, при виде которых каждый скажет: лошадь! Хотя и размером с пони.

Считается, что родина первых коней — Северная Америка. А Homo sapiens, человек современной анатомии, пришел в этот мир 300 000 лет назад, в Африке. Поэтому кто на Земле хозяин, а кто пришел к нему в гости — сами решайте. Было время, когда хомо сапиенсов было мало, а лошадей много. Сегодня наоборот, лошади медленно вымирают: и численно, и даже целыми породами. Сто лет назад на планете жили 130 млн лошадей и 1,8 млрд людей. Считаем: на одного коня 14 человек. Сегодня в мире 58 млн лошадей. А людей на планете 8,1 млрд. Выходит, что на каждого коня уже 138 человек! И в нашей стране лошадей все меньше. В Российской империи в 1914 году жили 35 млн коней и 165,7 млн людей. Сегодня — 144,4 млн граждан и 1,3 млн лошадок.

Это не плохо и не хорошо — неизбежно. Танки и тракторы сделали коней ненужными в поле и в бою. Но — немного грустно.

«В свое время лошадь была не роскошью, а средством передвижения и верным боевым товарищем, — отмечает гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. — Мне бы хотелось, чтобы современные всадники уважительно относились к коню. Знаете, лошадь без человека останется лошадью, а всадник без лошади не будет всадником».

И только в конных театрах торжествует справедливость. В спектакле играют артисты Конного театра Кремлевской школы верховой езды Аида Гаджимирзаева, Вадим Колодочкин, Полина Александрова, Мария Сулацкова, Инга Бессонова, Никита Трухин. Старший тренер — Раиса Шанина.

Возможно, пришло время создать сайт всех конных театров России

За счет участия юных красавиц хореографического коллектива «Альтаир» людей временами на сцене больше, чем лошадей. А временами — меньше. Есть сцены, где кони доминируют, особенно в номерах, где только Аида и Вадим.

Выделить какой-то номер сложно. Вероятно, каждый найдет что-то, что поразит его воображение. Например, «Пируэт лошадей» — синхронные повороты на задних ногах двумя лошадьми. Не забывайте, что перед вами не пони — лошадь весит до полутонны. Но ведь танцует, и как! Есть и особо весомый артист: владимирский тяжеловоз Галантный! Весит — под тонну. К счастью, на задних ногах не танцует. Но полноценно отрабатывает свою роль, получая заслуженные овации. В будущем году компанию Галантному на манеже составят советский и русский тяжеловозы — Ледник и Ричард. Сейчас «богатыри» только осваивают профессию артистов.

Вообще-то тяжеловозы не частые гости на театральных подмостках. Их выводили специально для работы, требующей силы и выносливости. Театральным дебютом в России тяжеловозов можно считать выступление немецкого берейтора Мартины Штеммлер Герузель на фестивале «Спасская башня». Было это в 2022 году.

Мартина выступала с кобылами Катюша и Шоколадка: выездка в стиле барокко. Деталь: 20 лет назад Мартина сломала позвоночник, оказалась прикованной к инвалидному креслу. Продолжала работать с лошадьми как тренер, и… Случилось чудо. Встала на ноги, вернулась в седло. Расскажите теперь, что лошади отнюдь не волшебники. И что нас, людей, они не исцеляют.

Ну ты и артист

В СМИ и блогосфере встречаются репортажи о конных театрах, где авторы пишут: «единственный в стране». Просто не знают, что их театр отнюдь не один.

Может, пришло время создать единый сайт всех конных театров России? Познакомятся, обменяются опытом, будут виртуально ходить (скакать) в гости? Такие театры есть во Владикавказе, в Абрау-Дюрсо, в деревнях Лепсари и Нестерково под Санкт-Петербургом, в Геленджике, в Сочи и др. регионах. Еще больше их за рубежом: парижский «Зингаро», Театр Благородной Лошади в Чикаго, китайский «Хэйлань». В Дубае — конный цирк Al Saheel. Есть и балет: спектакль «Как танцуют андалузские лошади» прославил Королевскую школу верховой езды в испанском Хересе. А «Балет белых жеребцов» в Вене от Испанской школы верховой езды удостоен высшего признания. Школу ЮНЕСКО объявило объектом нематериального культурного наследия человечества.

Нам думать о признании на уровне ЮНЕСКО, пожалуй, еще рано. Но конный балет в России определенно не будет лишним.

https://rg.ru/2025/01/15/mir-na-dvoih.html