– Павел Анатольевич, было бы очень интересно узнать, как участие в агитбригадах в детстве повлияло на ваше чувство патриотизма? И почему, на ваш взгляд, сегодня важно популяризировать русскую культуру и историю?
– Моими «коронными номерами» в агитбригадных выступлениях были «Полтавский бой» Пушкина (отрывок из поэмы) и «Бородино» Лермонтова. Кроме того, я читал наизусть множество стихов о Великой Отечественной. Разумеется, это производило эмоциональное впечатление на школьников – и на меня самого. Бывало, что в школе даже старшеклассники на переменах просили меня что-нибудь прочесть – интерес был большим.
Сегодня в мире существует мощная индустрия борьбы за детское сознание. Это Голливуд, увы, работающий на нашего потенциального противника. Он ведёт наступление на национальные культуры: сказочные героини Золушка, Белоснежка, Аврора сегодня – это «диснеевские» (!) принцессы; их европейские корни забыты. Неужели наша богатейшая и одна из древнейших культур (Штаты сформировались как государство лишь в конце 18-го века) не справится с подобным конкурентным вызовом? А наша история – это просто кладезь героических и иных позитивных сюжетов; нужно лишь грамотно воспользоваться ими.
– Немного о ваших «патриотических миниатюрах». Почему вы выбрали именно исторические события 1242, 1612, 1812 и 1942 годов?
– Я не мистик (правда, считаю себя православным верующим, хотя малодисциплинированным). Но обратите внимание – эти даты заканчиваются на двойку! Сюда же можно отнести ещё и 1572 г. – Молодинскую битву. И в эти годы наша страна (либо её часть – Новгородская земля) стояла на грани катастрофической утраты территорий, национального самосознания, православной веры, государства. И – не утратила. Выстояла. Выдержала невероятные проверки на прочность.
– И попутно: какие уроки из событий 1612 года (Смутное время) и 1812 года (Отечественная война) вы считаете наиболее актуальными для современной России?
– Малоизвестный (по причине засекреченности) советский диверсант № 1 капитан 2-го ранга В. Н. Леонов на вопрос, как победить противника, отвечал: «Не дрогни первым! Проиграет тот, кто первым отведёт глаза от противника. Дрогнул сам – заставь дрогнуть его!» Я бы назвал уроком похожую фразу: «Не дрогнуть!». В 1612 г. казалось, что у России и православия нет будущего; её ждёт утрата государственной независимости и тотальное окатоличивание. Не вышло. Не дрогнули. В 1812 г. вопрос стоял менее остро, но – враг в священном центре России! Снова не дрогнули.
Военный патриотизм, увы, всегда сопровождается потерями и болью. Самое страшное испытание – когда на этих потерях и боли спекулирует наш враг. И задача России сегодня та же – не дрогнуть и довести начатое до логического конца.
– Какие ключевые идеи вы стремитесь донести до детей через свои музейные программы патриотической направленности? Как поэзия помогает вам выразить своё отношение к военной истории России? Какие темы вам особенно близки?
– Ключевая идея проста. Наша страна не начинала конфликтов; она только отвечала на брошенные ей вызовы – разной степени завуалированности и наглости. Может быть, политическое терпение нашей страны было даже чрезмерным – тем хуже приходилось противнику. Мы не уничтожали национальных культур: я живу в Республике Удмуртия, понимаю удмуртский язык и даже немного говорю на нём. По соседству – Татарстан и Башкортостан: фразу «Рэхим итэгез!» (Добро пожаловать!) понимают все! А история доколумбовой Америки неизвестна по причине тотального уничтожения европейцами материальной культуры индейцев!
Существует музыкальное направление – марш, ассоциируемый прежде всего с вооружёнными силами. Поэзия сродни маршу – чёткая, лаконичная, имеющая определённые размер и структуру. Почти суворовское – глазомер, быстрота, натиск! Именно так действовали наши воины в критические моменты.
Эпохи Иоанна Грозного и Петра Великого – время масштабных преобразований в военной сфере. Эпоха оболганного Павла Первого – возвращение армейской дисциплины и первое столкновение с Наполеоном. Война 1812 г. – всеобщая проверка боеспособности наших войск.
– Какие патриотические проекты вы планируете реализовать в будущем в творчестве и в общественной деятельности? Как, по-вашему, можно увлечь молодёжь изучением родной истории?
– Хочу издать ещё несколько сборников миниатюр и стихов – конечно, в издательстве «Четыре». Есть вариант обращения к сказочному жанру. Традиционно действие наших сказок происходит в древнерусские времена; но сегодня 18-й и 19-й века тоже стали «преданьем старины глубокой»; а на территории нашего края бытовали народные сказки о Петре Первом и Емельяне Пугачёве. А далее – хочется увидеть постановку миниатюр на сцене или в агитбригадном представлении. Ведь сто лет назад, в первые годы Советской власти, по стране курсировали агитпоезда и агитпароходы. А в прошлом году из Благовещенска в Волгоград отправлялся автобус-музей со стоянками в областных центрах (встретил его в Уфе). Вот вам формат историко-культурной пропаганды.
Сегодня модно порицать молодёжь за «клиповое мышление». Оно что, с Луны свалилось? Сформировали – придётся работать! Впрочем, стихотворение – это тоже клип! Оно короткое, должно содержать конечное число ярких образов и действовать в первую очередь на эмоции! Вот один из инструментов работы с сегодняшней молодёжью – создайте текстовый, сценический, экранный или иной клип на заданную тему! Надо лишь систематизировать такую работу. Пусть актёр в клипе не вибрирует естественными телесными выпуклостями и вогнутостями, а профессионально бинтует пострадавшего!
А ещё – хочется встретить свою Музу (в человеческом облике). Пока не встретил.
Другие новости
ИСТОРИИ О ЛИЧНОСТЯХ ИЛИ ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ
Премия имени Гранина подвела итоги I сезона
День славянской письменности и культуры отметят в Москве